Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Urban Studies
Reference:

National symbols in passenger areas of airport terminals

Zelenkova Viktoriya Anatol'evna

Post-graduate student, department of design IT, National Aviation University

03680, Ukraine, Kiev, Prospekt Komarova 1, building 9

sampron@ukr.net

DOI:

10.7256/2310-8673.2013.1.9269

Received:

05-06-2014


Published:

19-06-2014


Abstract: Analysis of airport terminal interior sheds light on the usage of national symbols and their concordance within interior design. The goal of the paper is to examine their design for national culture elements: symbols, traditional elements, and to pinpoint the most frequently-used ones, as well as trace their transformation. Despite the fact that some of the altered signs and symbols can hardly be recognized as elements of a particular culture, late XX and early XXth century is characterized by the rebirth of national style, regardless of growing globalization processes. In relevance with this, the author gives a defined classification of state and political symbols, dividing them into ideological and national. The latter, in turn, are divided into Soviet, national and ethnographic, abstract and figurative, heroic and thematic, household, historical, religious, mythological. Based on historical and comparative analysis of symbols in interiors, the authors have identified the main elements and characteristic traits that allow to distinguish artistic figures. The study of passenger area interiors of airport terminals (300 instances) has revealed that, depending on the region of placement in Eastern and Western Europe, Asia, Middle East, or Far East, as well as its availability to broad public, political regime, main religion, national traditions, national symbols of various types are utilized. The author discovers how symbols, international in form, but national in substance, emerge.  


Keywords:

Passenger areas in airports, National style, National symbols, National traditions, Airport terminal interior, Interior design, Terminal, Airport, Culturology, Symbols, signs


Существует большое количество научных трудов и статей, в которых исследованы и освещены вопросы дизайна интерьеров аэровокзалов и его развития. Отдельной отраслью существуют научные исследования относительно национальной символики. Однако, они недостаточно освещают использование национальных форм, символов, цветов в дизайне и интерьере аэропортов и аэровокзалов.

Дизайн аэровокзалов находится в поле зрения современных архитекторов в рамках исследования архитектуры аэропортов и прилегающей к ней инфраструктуры (Д. Враг, Б. Эдвардс). Вопросами относительно исследований национальной символики в общем и индивидуальном плане, занимаются ряд современных, иностранных авторов (Б. Николини, Л. Джонсон, Е. Гейзер, Б. Минахан, Л. Брюссон, Е. Моррис, С. Моск, К. Уилсон, М. Рудструм, М. Фонт, А. Кюироз, П. Эстрад, С. Поол). Общему изучению национальных символов уделяет внимание Б. Минахан, раскрывая полное руководство по национальной символики и эмблеме, объясняя распознавание и идентификацию символов других стран [2]. С. Моск изучил формирование символов при конфликте между национализмом и утверждением легитимности нации, ее эффективности не только в политическом субъекте. Более детальные исследования относительно применения национальных символов в отдельных странах проявляются при изучении их флагов, гимнов, памятников и других национальных символов (Б. Николини, Л. Джонсон, Е.Гейзер, Л. Брюссона, Е. Моррис, К. Уилсон, М. Рудструм, М. Фонт, А. Кюироз, П. Эстрад, С. Поол).

В связи с этим, данные исследования не отвечают современным требованиям в дизайне интерьеров аэровокзалов, и, к сожалению, не освещают проблему использования национальных символов в интерьере пассажирского пространства аэровокзалов.

Задачи статьи: проанализировать классификацию символов на примерах интерьеров пассажирских пространств. Определить процентное соотношение использования национальных символов в дизайне интерьеров пассажирских аэровокзалов, в зависимости от религиозного вероисповедания. Проследить их соединение и выделить наиболее часто встречающиеся в интерьерах определенных стран.

Основная часть

Аэровокзалы - лицо города и государства, поэтому при использовании национальных символов в дизайне они носят синтетический и частично междисциплинарный характер, становясь, таким образом, признаком национального и общегосударственного престижа. Так как для большинства государств характерно использование сугубо своих национальных символов и знаков, которые воплощаются в жизнь и переходят в дизайн интерьеров общественных помещений. Особое распространение в использовании национальных символов получили интерьеры пассажирских пространств аэровокзалов. Начиная 1950-1960-х годов ХХ ст. и по сей час, аэровокзал стал своеобразным входом -воротами в город или страну, таким образом, использование национальных символов презентует, рекламирует ее, «подчеркивает особенности страны, привлекая своими национальными чертами» [11].

В связи с историческими и политическими факторами, сложившимися на протяжении многих лет, дизайн интерьеров с использованием национальных символов в определенных странах (Азия, Восток), является доминантой в использовании национального стиля. В противовес ему выступает интернациональный стиль, который используется в дизайне общественных зданий, в том числе и пассажирских комплексах аэропортов.

В Европе национальному стилю отводили второе место, или вовсе игнорировали его, (в отличии от Востока и Азии, в дизайне которых первое место отводили национальному стилю).

Однако, начиная с середины ХХ в. и по сегодняшнее время, человеческий фактор оказал большое влияние на формирование дизайна интерьеров аэровокзалов и аэропортов с использованием национальной тематики. Общая усталость от интернационального стиля в дизайне пассажирских пространств аэровокзалов, требовала возрождения, популяризации и использования национальной символики в оформлении общественных мест.

С течением времени культура в индустриальном обществе пришла к определенному пределу в своем утилитарном развитии, в связи с этим, возникла необходимость обратиться к своим национальным корням, к источникам своего происхождения. Так с конца ХХ - начала XXІ века постепенно начинает возрождаться применение национальных символов в оформлении общественных зданий. Это поспособствовало к использованию их при строительстве, реконструкции и дизайне аэровокзальных комплексов. Ибо, как считает автор, использование «национальных символов» в дизайне аэровокзалов способствует улучшению и популяризации имиджа страны[7].

Национальный символ выступает одним из основных способов в формировании интерьера помещений. Это ключевой момент в способности человека видеть и оценивать национальную идентичность определенного народа, страны, с помощью формы, цвета, текстуры, фактуры, перспективы предметов, находящихся вокруг.

В связи с этим выявлено, что традиционно национальные знаки, символы одинаковы и похожи, а возникшие при определенных условиях сугубо индивидуальны.

Такими условиями являются: территориальное размещение страны (Восточная и Западная Европа, Азия, Ближний и Дальний Восток) и степень ее открытости для общественности, политическое положение в государстве (коммунизм, социализм, капитализм), религиозные верования, национальные корни, привычки, традиции. Постоянное использование национальных традиций в интерьерах пассажирских пространств аэровокзалов постепенно привело к тому, что они стали интернациональными по формам и национальными по содержанию, способствуя возрождению и популяризации национальной культуры, становясь «визитной карточкой» страны [5].

Во многих аэропортах для идентификации страны и уменьшения психологического давления на пассажиров в интерьерах пассажирских пространствах аэровокзалов прослеживается применение национальных символов, «которые находят свое выражение в орнаментальных мотивах, малых архитектурных формах, цветовом решении» [10]. Способствуя «легкому, комфортному» пребыванию пассажиров, встречающих и провожающих в терминалах [9].

В дизайне пространства национальный символ играет роль художественного средства. Однако стоит отметить, что каждому стилю и каждому типу помещений должны быть характерны, свои индивидуальные приемы использования символов в контексте национального стиля. Возможность достижения необходимого желаемого эффекта находится в прямой зависимости от вариации использования символа его формы, объема, размера, цвета, отдельных объектов. Усиливая или понижая влияние символов на отдельные объекты, его используют как перегородки, малые архитектурные формы, акцентирующие внимание элементы и т.д. Это способствует быстрому и легкому ориентированию в пассажирских пространствах аэровокзалов.

Дизайн интерьеров аэровокзалов имеет огромное влияние на психосоматическое состояние пассажиров, определяя тем самым их идеологическое направление, которое учитывается при использовании национальных символов в оформлении интерьеров пассажирских пространств. Национальные символы являются одним из основных аспектов организации отдыха и релаксации, поэтому они имеют определенный круг требований. При проектировании интерьеров пассажирских пространств аэровокзалов необходимо обратить внимание на то, что эти помещения сочетает в себе множество процессов и для каждого из них характерна своя интенсивность использования национальных символов.

Поскольку, обслуживающему персоналу, пассажирам приходится проводить в здании аэровокзала определённую часть своего времени, необходимо, чтобы использование национальных символов соответствовало назначению: грамотно влиять на работоспособность работника, создавать релаксирующую атмосферу для пассажира, обеспечивать максимальный зрительный комфорт, организовать досуг, служить указателем пути, отвечать уровням распределения яркости художественного колорита, цветовым характеристикам и т.д.

Пассажирские помещения аэровокзалов отличаются своей многофункциональностью и использованием больших площадей, которые в зависимости от назначения разделяют на дополнительные с помощью перегородок или посредством использования разноплановых форм. Один из вариантов раздела помещения создается с помощью символов. Такая особенность проектирования обусловлена использованием в дизайне интерьеров пассажирских комплексов аэровокзалов различных элементов национальной символики. Любой символ зависит от географических, политических, исторических, религиозных и других факторов.

В зависимости от религиозной принадлежности определенной страны, меняется тематика символического изображения. Исходя из научных исследований относительно религиозного вероисповедания каждой нации, установлено, что использование национальных символов зависит от религиозного фактора. Не смотря на то, что во всем мире 2,1млрд. людей являютсяхристианами,1,3 млрд. мусульманами, 900 млн. индуистами, 394 млн. даосистами, 376 млн. буддистами и 1,1 млрд. атеистами процент использования национальных символов значительно отличается от основных показателей [8]. Так в христианской религии применяют (15% из 300) национальных символов, в мусульманстве (5,6%), индуизме(6%), даосизме(6%), буддизме (6%).

На фоне данной статистики сформировалась классификация государственных иполитических символов, делящихся на идеологические и национальные и использующихся в пассажирских комплексах аэровокзалов.

В данной статье исследуется использование национальной символики в пассажирских пространствах аэровокзалов, поэтому остальная классификация символов не освещается.

Известно, что национальными символами являются не только флаг или герб, но и то, что сразу всплывает в памяти при упоминании какой-либо страны. Своего рода ассоциации. диапазон велик, начиная от национального блюда (Украина – вареники, США – гамбургеры), достопримечательностей (Китай - Китайская стена, Израиль – Стена Плача), известных деятелей (СССР – В. Ленин, И. Сталин) , растений (Япония –сакура, Испания - кактусы), а также произведения искусств, в том числе и религиозных изображений (Индия-изображения Вишну, Шивы, Кришны, Бразилия - Статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро, Москва- Кремль)/

Эффективней всего национальная символика проявляется с помощью произведений искусства. Которые в свою очередь подразделяются на национально - этнографические, абстрактно-образные, героико-тематические, исторические, религиозные, мифологические [6].

Каждый из этих символов по-своему проявляется в интерьерах аэровокзалов. К тому же назначение аэровокзалов позволяет использовать одновременно несколько классификаций символов. Для того чтобы выявить, какие национальные символы используются в интерьерах пассажирских зон, было проанализировано 300 примеров проектов пассажирских пространств аэровокзалов из 135 стран [4].

Общее количество национальных символов в интерьерах пассажирских пространств аэровокзалов в христианских странах составляет 23%. Самыми распространенными национальными символами в интерьерах пассажирских пространств аэровокзалов в странах с христианской религией являются:

национально - этнографические (13 %),

абстрактно - образные (35%),

героико-тематические (9%),

мифологические (28%),

исторические (20%).

Среди проанализированных интерьеров выявлено, что национальные символы в пассажирских пространствах аэровокзалов чаще всего встречаются в барельефах, горельефах, скульптурах, фресках, картинах, мозаиках, орнаментах, малых архитектурных формах, витражах [1]. В зависимости от типа назначения характеризуются заполнением большой и умеренной площади, использующейся в дизайне интерьеров. Для создания определенной (позитивной) атмосферы или визуальной навигации изображение национальной символики чаще всего используют на стенах, потолках, полах, нишах и формах аэровокзалов. Анализ показал, что в интерьерах пассажирских пространств аэровокзалов национальные символы в христианских странах могут использоваться как самостоятельно, так и при соединении друг с другом. Не смотря на то, что христианская религия превалирует во многих странах, на использование национальной символики в аэровокзалах приходиться только (15% из 300), а религиозная символика не используется вообще, в связи со сложившимися историческими традициями.

В мусульманских странах в оформлении аэровокзалов чаще всего применяют национально-этнографические символы (38%) и абстрактно-образные (13%). В мусульманских национальных орнаментах в большей степени присутствуют геометрические, символические, растительные, каллиграфические узоры. Применяя ленточные и сетчатые виды орнаментов плоскостного характера, используют как полихромные так и монохромные цвета. Чаще всего этот вид орнамента используют на потолках, стенах и перегородках, создавая функционально-эстетический и легкий образ загадочности пассажирских пространств аэровокзалов. В образцах аэровокзальных интерьеров встретились примеры использования орнаментики в общей форме аэровокзалов (Джидда, Марокко) [4]. В популярных туристических городах (Каир, Дубаи) ощущается ослабление религиозных канонов, проявляющихся в малых архитектурных формах (рис. 1). Процент применения малых архитектурных форм такой незначительный, что его не стоит принимать во внимание. Установлено, что в семнадцати аэровокзалах применяют национальные символы в 5,6 %.

Рис.1. Национальные символы в аэровокзале Каира и Дубаи

В странах, исповедующих индуизм, даосизм, буддизм в восемнадцати аэровокзалах на 6% используют национальных символов, применяющихся в традиционных национально-религиозных и монументально-декоративных скульптурах, барельефах, горельефах, фресках, рисунках, мозаиках, орнаментах, малых архитектурных формах. стилизованных архитектурных формах. Их размещают в нишах и на всех горизонтальных и вертикальных плоскостях пассажирских пространств аэровокзала. Национальные орнаменты используют ленточного и центрического характера в композициях, используя плоскостной и рельефный характер поверхности с монохромным использованием цвета. В дизайне интерьеров пассажирских зон аэровокзалов в этих странах чаще всего используют национально - этнографические (10%),

религиозные (32%),

мифологические (13%),

героико-тематические (10%).

При том, что общее количество использование национальных символов в религиозных странах составляет такое процентное число:

христианство (15% из 300),

мусульманство (5,6%),

в большинстве индуистских, даоских, буддистских странах в пассажирских пространствах аэровокзалах используют национальные символы (6%).

Так примером использования религиозных символов может служить аэропорт Суварнабхуми. В терминале этого аэровокзала размещена «национально - религиозная» скульптурная композиция, состоящая из шестнадцати демонов и четырех стражей [7]. Кроме того, в аэровокзале размещена малая архитектурная форма - традиционный алтарь (рис.2.).

Рис.2. Национальные символы в аэровокзале Суварнабхуми

В международном аэропорту Сукарно – Хатта в интерьере аэровокзального пространства размещены национальные маски, традиционные орнаменты и декоративные росписи с изображением индонезийских богов (рис. 3.).

Рис.3. Национальные символы в аэровокзале Сукарно-Хатта

В здании аэровокзала Ванкувера М. Сафди применяет традиционные символы культуры коренных индейцев с большим количеством деревянных тотемов и скульптур. С двух сторон аэровокзала расположено по две деревянные монументально - декоративные скульптуры. Бронзовая скульптура Б. Рейда «Дух Haida Gwaii» размешена в фонтане аэровокзала [7] (рис. 4), (рис. 5).

Рис. 4. Национальные символы в аэровокзале Ванкувера

Рис.5.Национальные символы в аэровокзале Ванкувера

В международном аэропорту Денвера под коническим потолком в середине зала расположен фонтан, по форме похожий на «амебу». Орнамент на полу перекликается с рисунком на потолке. В багажном отделении терминала расположено изображение горгульи. Кроме того, в аэровокзале размещено большое количество тематических фресок с изображением коренных жителей (рис.6.), (рис.7.). Несмотря на оригинальный дизайн и планировочные решения аэровокзала, не стоит забывать, что аэропорт построен на костях коренных жителей, индейцев.

Рис. 6. Национальные символы в аэровокзале Денвера

Рис. 7. Национальные символы в аэровокзале Денвера

Выводы

На основании проанализированных интерьеров пассажирских пространств аэровокзалов (300 примеров) выявлено, что использование национальных символов разной классификации зависит от территориального размещения страны (Восточная и Западная Европа, Азия, Ближний и Дальний Восток), степени ее открытости для общественности, политического положения в государстве (коммунизм, социализм, капитализм), религиозных верований, национальных корней, привычек, традиций.

В 300 аэровокзалах, построенных между 1950-2013-ми годами, выявлено сто семьдесят один элемент, использующийся как символ и применяющийся на данный момент в восьмидесяти аэровокзалах (47 %). В исследовании установлено, что общее количество национальных символов из 300 изученных интерьеров, составляют 57%, в связи с тем, что в одном пассажирском пространстве терминала используют несколько классификаций символов. Среди проанализированных интерьеров выявлено, что национальные символы в христианской религии, чаще всего встречаются в виде скульптур, фресок, реже в орнаментах. Скульптуры обычно размещают на полу, фрески и орнаменты на всех плоскостях пассажирского пространства аэровокзала. В силу сложившихся исторических и политических традиций религиозные символы в пассажирских пространствах в аэровокзалах и общественных организациях (особенно в странах бывшего СССР, в которых церковь была отделена от государства), использовать не принято.

Использование национальных орнаментов и цветов присуще как интерьерам, так и экстерьерам аэровокзалов в странах с мусульманским вероисповеданием. Ими оформляются большие площади здания: пол, потолок, стены, в том числе, и внешняя форма аэровокзала.

В странах, исповедующих индуизм, даосизм, буддизм национальные символы применяются в разнообразных видах прикладного искусства и малых архитектурных формах. При этом размещаются они и на потолке, и стенах, и колонах, и на всех плоскостях пассажирских пространств аэровокзала. Часто используются ленточные и центрические национальные орнаменты на плоскостных и рельефных поверхностях с монохромным использованием цвета, в отличие от Исламских стран, которые отдают предпочтение сетчатому и полихромному орнаментам.

На основании этого анализа выявлено, что из всех перечисленных национальных символов в дизайне на данный момент используются

национально - этнографические (50%),

абстрактно - образные (29%),

героико-тематические (12%),

исторические (12%),

религиозные (21%),

мифологические (25%),

гармонично соединяющиеся между собой и дополняющие друг друга.

В силу культурных традиций в христианских странах использование религиозных символов в общественных помещениях, в том числе и аэровокзалах не принято.

В мусульманстве не приемлемо использовать абстрактно - образные, героико-тематические, исторические, религиозные, мифологические символы.

В индуизме, даосизме, буддизме не применяют абстрактно - образные, исторические символы.

References
1. Edwards B. The Modern Airport Terminal: New Approaches to Airport Architecture. – USA: Taylor & Francis, 2005.-304 r.
2. Minahan J.B. The Complete Guide to National Symbols and Emblems / James B. Minahan. – USA.: Greenwood, 2009. – 977 r.
3. Morris E. Our Own Devices: National Symbols and Political Conflict in Twentieth-Century Ireland (New Directions in Irish History) / Ewan Morris.-USA.:Irish Academic Press, 2004. – 311r.
4. Wragg D. The World's Top 500 Airports. – USA: Haynes Publishing, 2010. – 416 r.
5. Vasil'chenko V.I. Khudozhestvennye obrazy i planirovochnaya struktura aeroportov // Aeroporty-okno v budushchee: nauch. sb. / otv. red. V. A. Tarasenko; Aeroporty-okno v budushchee, Natsional'nyi aviatsionnyi universitet.-K.: ArtEk, 2010, № 2.-S. 69.
6. Zelenkova V.A. Klasifikatsiya elementov simvoliki v aerovokzalakh stran SRSR i sposoby ikh ispol'zovaniya // Zhurnal nauchnykh publikatsii aspirantov i doktorantov: sb. nauch. Trudov za red. Ivanova V.V.-K.: Kursk, 2013.-№3.-S. 138-139.
7. Zelenkova V.A. Malye arkhitekturnye i skul'pturne formy v dizaine inter'erov aerovokzalov // Vestnik Natsional'nogo aviatsionnogo universiteta. nauk. zhurnal. / otv. red. V. A. Tarasenko; Vestnik Natsional'nogo aviatsionnogo universiteta.-K.: NAU, 2012.-Vyp 3 (52).-S. 119-122.
8. Karpenko O. Religioznaya karta mira: kak veruyut sem' milliardov? [Elektronnyi resurs]. URL: http://religions.unian.net/rus/detail/7701/ (data obrashcheniya 10.08.2013)/
9. Prokochuk I.M., Karpenko M.Yu Rol' inter'era v formirovanii prostranstva aerovokzalu // Aeroporty-okno v budushchee. nauch. sb. / otv. red. V. A. Tarasenko; Aeroporty-okno v budushchee, Natsional'nyi aviatsionnyi universitet. – K.: ArtEk, 2010.-№ 2.-S.75.
10. Sidorova O.I., Kurulenko A.V. Ispol'zovanie natsional'nogo stilya v proektirovanii pomeshchenii // Aeroporty-okno v budushchee. nauch. sb. / otv. red. V. A. Tarasenko; Aeroporty-okno v budushchee, Natsional'nyi aviatsionnyi universitet.-K.: ArtEk, 2012,-№ 3.-S.118-119.
11. Gordon A. Naked Airport: A Cultural History of the World's Most Revolutionary. – USA: 2008. – 320 r
12. Shipovskaya L.P., Gemonov A.V. Filosofskaya interpretatsiya geral'dicheskikh simvolov Rusi perioda Mongolo-tatarskogo iga // Filosofiya i kul'tura.-2013.-12.-C. 1718-1727. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.12.10195.
13. N. A. Khrenov Simvolizm na fone nadloma imperii // Kul'tura i iskusstvo.-2012.-3.-C. 83-91.
14. Chernyavskaya E.N. Yavnoe i tainoe v arkhitekturnoi simvolike Moskvy // NB: Kul'tury i iskusstva.-2013.-3.-C. 18-34. DOI: 10.7256/2306-1618.2013.3.2310. URL: http://www.e notabene.ru/ca/article_2310.html
15. A. M. Siyukhova Gorodskie mify i simvolicheskie prostranstva periferiinogo polikul'turnogo goroda (na primere Maikopa) // Istoricheskii zhurnal: nauchnye issledovaniya.-2011.-6.-C. 51-58.
16. N. A. Khrenov Russkoe iskusstvo rubezha KhIKh–KhKh vekov i ego rol' v kul'turnom sinteze Zapada i Vostoka // Kul'tura i iskusstvo.-2012.-2.-C. 7-20.
17. N. A. Khrenov Simvolizm v istorii stanovleniya al'ternativnoi kul'tury // Kul'tura i iskusstvo.-2012.-5.-C. 82-95.
18. Oreshkin A.S. Ernst Kassirer: simvol kak osnova chelovecheskoi kul'tury. // NB: Psikhologiya i psikhotekhnika. — 2013.-№ 1.-S.131-182. DOI: 10.7256/2306-0425.2013.1.346. URL: http://e-notabene.ru/psp/article_346.html
19. Samokhina N.E. Idei Agni Iogi i filosofskii simvolizm zhivopisi N. K. Rerikha // NB: Kul'tury i iskusstva. — 2012.-№ 1.-S.102-133. DOI: 10.7256/2306-1618.2012.1.54. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_54.html
20. Viktoriya Dillon. Polet imperatorskogo «Orla». // Istoricheskii zhurnal.-2012.-№ 11.-C. 46-51.
21. Natal'ya Mitina. Yakhty rossiiskikh imperatorov. Chast' III. Vek para i zheleza. // Istoricheskii zhurnal.-2012.-№ 7.-C. 56-83.
22. Gurevich P.S.. Pervoobrazy kul'tury. // Filologiya: nauchnye issledovaniya.-2013.-№ 4.-C. 335-343. DOI: 10.7256/2305-6177.2013.4.10480
23. Shipovskaya L.P., Gemonov A.V.. Filosofskaya interpretatsiya geral'dicheskikh simvolov Rusi perioda Mongolo-tatarskogo iga. // Filosofiya i kul'tura.-2013.-№ 12.-C. 1718-1727. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.12.10195
24. Nikolaev I.V.. Verbal'nye simvoly v strukture politicheskoi ideologii. // Politika i Obshchestvo.-2013.-№ 12.-C. 1499-1504. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.12.10348
25. Zagoruiko M.V., Aliev O.G.. Snachala my sozdaem gerb, a potom gerb sozdaet nas prognosticheskii aspekt geral'diki. // Politika i Obshchestvo.-2013.-№ 11.-C. 1346-1356. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.11.10067
26. A.M. Koval'chuk. Simvol i simvolizatsiya: statichnost' yavleniya, dinamichnost' protsessa. // Filosofiya i kul'tura.-2013.-№ 9.-C. 1281-1287. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.9.9284
27. A. M. Muratov. Neoidealisticheskaya tendentsiya v otechestvennom izobrazitel'nom iskusstve. // Kul'tura i iskusstvo.-2013.-№ 4.-C. 439-445. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.4.9223
28. A.A. Bliskavitskii. Simvol i mif v filosofii Vyacheslava Ivanova. // Filosofiya i kul'tura.-2013.-№ 7.-C. 942-950. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.7.7024
29. A. N. Malinkin. Sotsial'no-eticheskii smysl gosudarstvennykh nagrad SSSR perioda Velikoi Otechestvennoi voiny 1941–1945 godov. // Istoricheskii zhurnal: nauchnye issledovaniya.-2012.-№ 6.-C. 7-20.
30. V.I. Zhukovskii. Proizvedenie izobrazitel'nogo iskusstva: fenomen indeksnykh, ikonicheskikh i simvolicheskikh khudozhestvennykh obrazov. // Filosofiya i kul'tura.-2012.-№ 11.-C. 128-135.
31. N. E. Samokhina. Filosofskii simvolizm zhivopisnogo tvorchestva N.K. Rerikha. // Kul'tura i iskusstvo.-2012.-№ 4.-C. 67-74.
32. E.M. Spirova. Simvol kak obraz i ponyatie (Polemicheskii otklik na zamechaniya prof. V.A. Podorogi). // Filosofiya i kul'tura.-2012.-№ 6.-C. 96-105.
33. E.M. Spirova. Postizhenie simvola: ot Gegelya k Lakanu. // Filosofiya i kul'tura.-2012.-№ 3.-C. 76-84.
34. E.M. Spirova. Fenomen simvola v istolkovanii cheloveka. // Filosofiya i kul'tura.-2012.-№ 2.-C. 42-50.