Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Culture and Art
Reference:

The works of Leningrad popular science film studio “Lennauchfilm” in the 1970s – 1980s

Kalenichenko Mariya Vladimirovna

Postgraduate student, the department of Culturology, Saint Petersburg State University

199034, Russia, Leningradskaya oblast', g. Saint Petersburg, nab. Makarova, 6

kalina2908@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2021.4.35584

Received:

21-04-2021


Published:

28-04-2021


Abstract: This article is dedicated to examination of works of the film directors of the Leningrad popular science film studio “Lennauchfilm” in the 1970s – 1980s. Based on the archival documents presented in the Central Archive of Literature and Art of Saint Petersburg, the author analyzes the work of the film studio: carries out classification of filmography by formal-semantic criterion, as well as determines the key processes typical to this time period. The following main trends are highlighted: natural science, technical-propagandistic, historical-revolutionary, military-patriotic, social life, history of art and culture. Special attention is given to the films that cover the topics, which have not previously been included in the field of popular science cinematography. The novelty of this research lies in classification of the thematic trends of the Leningrad film studio as an integral artistic system, as well as in comparison of the plots of popular science film texts by each direction over the two decades. As a result, the author identified the main trends, which broadened the thematic field in the work of the studio, as well as fundamentally changed the representations on the goals and tasks of popular science cinematography. The key object of popular science cinematography is being shifted during the Perestroika period. Emphasis is place not on science and technological achievements, but human and society. Film directors through their works conveyed the attitude of society towards science, raising the questions of transformation of ethics and morality in the context of scientific and technological revolution. The idea of the harm of scientific achievements and responsibility of the scholars before society is being advanced. Without any doubt, the works of the Leningrad film directors broadened the ideological-artistic range by offering the own vision of specificity of the Soviet popular science cinematography.


Keywords:

popularization of science, popular science cinema, educational cinema, natural science subject, technical propaganda, historical-revolutionary subject, military-patriotic subject, history of culture, social subject, science film


Трансляция научных знаний является важным социокультурным аспектом по формированию представлений общества о функционировании окружающего мира. А применение аудиовизуальных форм, таких как кино, позволяют адаптировать порой сложные для восприятия абстрактные научные положения для массового зрителя с разным возрастным и образовательным уровнем. Наибольший подъем научно-популярный кинематограф получил в СССР. На протяжении прошлого столетия «просветительский» фильм развивался в стране как отдельный вид, перенимая важные элементы художественного и документального, а также обретая свои специфические средства выразительности. А научно-техническая революция сер. ХХ в., способствовала увеличению интереса советского общества к научно-популярному кино, не только как к учебному, обучающему, но как кино, открывающее зрителям все новые тайны мироздания, а также иллюстрирующее способности человека подчинять природу и использовать ее для нужд общества. Именно в советский период научно-популярное кино окончательно оформилось в отдельный вид кинематографа, а также имело востребованность у публики. Вследствие этого представляется актуальным рассмотреть опыт кинематографистов СССР по популяризации научных знаний в обществе.

Работы, посвященные истории данного вида кинематографа, особенностям репрезентации научного материала, специфическим средствам выразительности, написаны кинематографистами, непосредственно участвующими в производстве научно-популярных фильмов: Б. А. Альтшулером [1], И. А. Васильковым [2-6], В. Н. Жданом [7], А. М. Згуриди [8]. В современной историографии основной акцент делается на анализе специфических особенностей научно-популярного кинотекста [9, 10]; а также рассматривается отражение социально-политического контекста в данном виде кино [11], а исследования по истории научно-популярных фильмов продолжаются в работах, посвященных советскому телевидению [12, 13]. Тем не менее научно-популярные фильмы функционировали не только в телевизионном поле, но и, по большей части, транслировались в кинотеатрах и на специальных показах в учебных учреждениях или производственных предприятиях. Вместе с тем в литературе практически отсутствует труды, посвященные работе специализированных киностудий.

В дополнение представляется важным рассмотреть период 1970-1980-х гг., когда научно-популярный кинематограф, его функции, а также отношение к нему изменились. Если обратиться к определению термина «научно-популярный фильм» во втором издании Большой Советской энциклопедии 1954 г., то мы увидим, что авторы дают следующее определение: «н.-п. ф. служат массовому распространению знаний среди самых широких слоев населения. <…> Н.-п. ф. знакомит зрителей с достижениями науки, техники и культуры, с деятельностью выдающихся ученых, писателей, художников и т.д.» [14, с. 263]. А через 20 лет уже в третьем издании Большой Советской энциклопедии основной акцент делается на социально-политической функции научно-популярного кино: «Н.-п. к. становится ареной острой идеологической борьбы. Поэтому кинопопуляризаторы социалистических стран объединяют свои силы и опыт для активной пропаганды подлинно научных знаний в свете марксистско-ленинских идей» [15, с. 797]. В 1980-е гг. кинематографисты отмечают, что научно-популярный кинематограф находится в кризисном положении. Они выделяли следующие причины: во-первых, большое количество некачественных фильмов из-за того, что оценке подвергаются не художественное качество фильмов, а соответствие их тематическому плану [16]; во-вторых, недоступность научно-популярных фильмов для зрителя: уменьшение проката фильмов, начиная с 1970-х гг., а также редкое включение их в сетку телевизионного вещания [16-19]; в-третьих, отставание функций научно-популярного кино от потребностей времени, где требуется не просто просвещение, а привлечение зрителя к соразмышлению [17-20]; в четвертых, стирание различий между научно-популярным и документальным кинематографом [18]. Выход из кризиса виделся в переосмыслении целей и задач научно-популярного кино, в необходимости сделать основной акцент на познании общества и человека [17-20].

Таким образом, представляется важным обратиться к такому объекту исследования, как научно-популярный кинематограф CCCР в 1970–1980-е гг. Так как в Советском Союзе научно-популярный кинематограф имел свое институциональное устройство: были созданы киностудии в Москве, Ленинграде, Киеве, основной целью которых было производство фильмов на научную тематику, то считается целесообразным проследить работу конкретной киностудии, как целостной творческой системы, в культурных и социально-политических условиях позднесоветского периода. В качестве предмета исследования выбрана совокупность научно-популярных фильмов, созданных сотрудниками Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов «Леннаучфильм». Целью настоящей статьи является анализ творческой деятельности на киностудии «Леннаучфильм» в 1970–1980-е гг. Указанная цель предполагает решение исследовательских задач: установить перечень фильмов, созданных на киностудии в интересующий нас период; определить основные тематические направления снятых фильмов; сравнить содержательный компонент кинотекстов двух десятилетий. Для достижения поставленных цели и задач были привлечены архивные источники по работе киностудии «Леннаучфильм», хранящиеся в Центральном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга. При работе с архивными материалами был применен типологический метод для определения основных тем научно-популярных фильмов, а также сравнительный метод для анализа изменений, произошедших в исследуемый период.

Ленинградская киностудия была образована в 1933 г. (первоначально носила название «Ленинградская фабрика ʺТехфильмʺ»), ее основной задачей было «создание кинопособий для всяких учебных заведений, популяризация технических знаний по специальным вопросам среди населения, создания фильм по обзорным темам научного характера и других» [21]. Первые фильмы, которые в отчетах кинофабрики были обозначены как «научно-популярные», появились в 1935 г.: «Человек и животное», «Человек на высоте», «Семь барьеров». В рассматриваемый нами период организация носила название «Ленинградская киностудия научно-популярных фильмов „Леннаучфильм“». Ее работа регламентировалась уставом, принятым 30 апреля 1955 г., где были прописаны основные задачи студии: «производство учебных и научно-популярных фильмов» [22]. «Леннаучфильм» подчинялся Государственному комитету Совета Министров СССР по кинематографии (Госкино СССР), в котором было Управление по производству документальных, научно-популярных и учебных фильмов. Госкино ежегодно утверждала тематический план производства киностудии, а также темпланы заказных кинокартин, заявки на которые принимались от министерств или предприятий промышленности и сельского хозяйства.

Период 1970-х гг. отмечен рядом нормативных актов, которые непосредственно касались кинематографа в целом и научно-популярного в частности. Постановлением Совета Министров от 29 декабря 1973 г. №944 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Совета Министров СССР по кинематографии» было поручено повысить роль научно-популярного кино в распространении научных знаний, а также использовать его для решения научно-технических вопросов. В Постановлении ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» уже было отмечено, что «сердцевиной идеологической, политико-воспитательной работы было и остается формирование у советских людей научного мировоззрения, беззаветной преданности делу партии, коммунистическим идеалам, любви к социалистической Отчизне, пролетарского интернационализма» [23, с. 9].

На протяжении 1970-х гг. на Ленинградской киностудии «Леннаучфильм» было создано 714 кинокартин, которые в отчетах классифицированы как «научно-популярные» [24-33]. Данные фильмы можно сгруппировать в следующие направления:

- естественнонаучные;

- технико-пропагандистские;

- историко-революционные и военно-патриотические;

- история искусства и культуры;

- социально-бытовые.

В число естественнонаучной группы могут быть включены кинотексты, раскрывающие такие сюжеты, как: физические и химические явления («Взрыв конструирует молекулы (взрыв в химическом реакторе)» (реж. М. Клигман, 1977 г.), «Поляризованный свет и его применение» (1977 г.), «Космические радиолинии» (реж. Г. Коротышев, 1978 г.) и др.); научные достижения и их применение в рационализации производства («Литейное производство» (реж. И. Вязовский, 1971 г.), «Тепловые измерения в науке и технике» (реж. Е. Иванова, 1972 г.), «Жидкие кристаллы» (реж. Я. Склянский, 1973 г.), «Новое в обработке целлюлозы» (реж. Л. Шахт, 1974 г.), «Вчера это казалось невозможным» (1976 г.) и др.); природа и животные («ʺАргусʺ ведет поиск» (реж. Б.Геннингс, 1970 г.), «Про белька Фильку» (реж. Ю. Климов, 1972 г.), «Лось, лиса и дельфин» (реж. Т. Иовлева, 1976 г.), «Загадки мирового океана» (реж. В. Чигинский, 1978 г.) и др.). Фильмы данной группы несут образовательную функцию. Зачастую объясняется важность научных исследований, приводятся примеры использования открытий в жизни человека, а также то, какое применение возможно в будущем. Отдельно хотелось бы выделить фильм «В один прекрасный вечер 2000 года» (реж. В. Аксенов, 1973 г.), где на основе текущих научных разработок и тенденций режиссер предпринял попытку сконструировать новости в 2000 г. Так, по мысли создателей кинокартины, в будущем мировые державы будут работать над совместными проектами по изучению глубин океанов и созданию подводных городов, по исследованию Марса; будут разработаны технологии лечения ультразвуком; будут создаваться интернациональные проекты по созданию новых городов с использованием пластика в качестве строительного материала; будут применятся технологии с использованием альтернативных источников энергии, таких как солнечный свет; будут проводится художественные выставки ученых. Данный фильм показывает, что научно-технический прогресс не только способствует улучшению качества жизни людей, но и способствует политическому диалогу.

Многочисленную группу составляют научно-популярные фильмы по узконаправленным темам, иллюстрирующим методы и техники производства и сельского хозяйства («Зерновые в северном колхозе» (реж. О. Микенен, 1971 г.), «Новое в ремонте тракторов» (реж. С. Улдукис, 1974 г.), «Передовые приемы и методы труда» (реж. Л. Клочков, 1978 г.) и др.) Получают отражение промышленные вопросы, связанные с газификацией, нефтепромышленностью и энергетикой: «Гидроэнергетика СССР» (реж. А. Назаров, 1973 г.), «Атомные электростанции СССР» (реж. А. Столяров, 1974 г.), «Белоярская АЭС» (реж. Х. Исмагилов, 1978 г.) и др.

Вместе с тем руководство студии отмечало, что «значительное место в отчетный период заняли историко-революционные и военно-патриотические темы» [30, л. 5]. Данные направления, в основе которых заложено применение методов документального кино, стали неотъемлемой частью творчества на Ленинградской киностудии: «Победа Октября (Великая Октябрьская социалистическая революция)» (реж. А. Штаден, 1977 г.), «Революция. День третий» (реж. Б. Сорокин, 1977 г.), «Народная, священная» (реж. Б. Волкович, 1970 г.), «Ты помнишь, Ладога» (реж. В. Гранатман, 1975 г.), «Письма с фронта» (реж. В. Ефимов, 1982 г.), «За 19 месяцев до Победы» (реж. Э. Кац, 1978 г.) цикл фильмов «История КПСС» и др. Были созданы кинокартины, иллюстрирующие преимущества социалистического строя в контексте мировой политики: «Организация денежного обращения в СССР» (реж. Ж. Романова, 1973 г.), «Социалистическая система мирового хозяйства» (реж. Е. Владыкина, 1978 г.), «Социалистическое общество» (реж. Л. Зонина, 1979 г.) и др.

Также можно выделить группу научно-популярных фильмов об искусстве и культуре: о культурных памятниках и о мести их в истории (например, «Исаакиевский собор» (реж. Ю. Головин, 1971 г.), «Древнерусская миниатюра» (реж. К. Погодин, 1972 г.) и др.); о творческих личностях, где, помимо творчества, иллюстрировалась общественно-политическая деятельность героя кинокартины (о Л. Н. Толстом «Великий обличитель» (реж. Н. Левицкий, 1971 г.), «Некрасов. Страницы жизни» (реж. М. Гавронский, 1971 г.), «Пушкин и Мишкевич» (реж. В. Гуркаленко, 1973 г.), «Жажда дела (Салтыков-Щедрин)» (реж. Д. Хмельницкая, 1976 г.) и др.). Кроме того, через творческую деятельность изучался сам человек, так в фильме «Архитектор Растрелли» (реж. М. Клигман, 1972 г.) через историю жизни и работу архитектора режиссер ставил перед зрителями вопрос о природе мастерства и таланта.

Отдельную группу научно-популярных фильмов составляют социально-бытовые, в которых получила свое отражение повседневность советского человека: о зимнем досуге ленинградцев повествует фильм «Зимний Ленинград» (реж. Т. Иовлева, 1971 г.), о детском хоре «Поют дети. (Музыка для детей)» (реж. А. Мартыненко, 1976 г.), о роли праздников в советском обществе «Живая связь времен (праздник пришел в твой дом)» (реж. Б. Волкович, 1978 г.).

В следующее десятилетие на «Леннаучфильме» создано 505 кинокартин, классифицированных в отчетах как «научно-популярные» [34-44]. После постановления «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» в 1979 г. на киностудии был создан ряд фильмов, отражающих текущую политическую повестку. Созданы киноленты, посвященные современным военным конфликтам (например, Афганской войне: «Афганистан – время перемен» (реж. Л. Волков, 1979 г.) и «Транзит в Афганистан» (реж. Л. Волков, 1979 г.)), работе журналистов в горячих точках («Корреспонденты ТАСС передают» (реж. В. Венделовский, 1985 г.)). Также режиссеры киностудии снимают фильмы об использовании науки американским правительством для военных целей: применение химико-бактериального оружия («Нет – бесшумной смерти» (реж. Н. Кузин, 1983 г.)) или космических технологий («К созвездию мира» (реж. Н. Кузин, 1985 г.)).

В середине 1980-х гг. руководством киностудии «Леннаучфильм» определены основные темы производства: интенсификация народного хозяйства за счет ускорения научно-технического прогресса; развитие продовольственной и территориально-отраслевой программы «Интенсификация – 90»; достижения фундаментальной науки и культуры; идейное и нравственное воспитание. «Значительное место заняли фильмы, пропагандирующие ленинскую миролюбивую внешнюю политику, а также на историко-революционные и военно-патриотические темы» [37]. Принят во внимание программный доклад 1983 г. «Актуальные вопросы идеологической массово-политической работы партии», который обусловил создание серии фильмов, посвященных деятельности пропагандистов: «Информирование пропагандиста (Кабинет политического просвещения и информации)» (1982 г.), «Семинар пропагандистов» (реж. Б. Сорокин, 1983 г.), «Творческий план пропагандиста» (реж. А Слободской, 1984 г.).

Помимо отражения политических событий режиссеры Ленинградской киностудии особое внимание уделяли социальным проблемам современного общества. Были сняты киноленты о пьянстве («Это же ваш сын (Борьба с пьянством и алкоголизмом)» (реж. В. Ермакова, 1979 г.), «Игла показывает в цель (Антиалкогольный фильм)» (1980 г.), «Чем мы можем помочь? (Алкоголизм и проблемы воспитания)» (реж. Э. Короленко, 1985 г.), время появления которых совпало с антиалкогольными кампаниями 1979 г. и 1985 г.); о наркомании среди молодежи («Игла» (реж. Ю.Захаров, 1988 г.); о проституции («На дне (Сколько стоит любовь)» (реж. Э. Кац, 1988 г.)).

Как отмечалось ранее, с сер. 1980-х гг. кинематографисты отмечают кризис научно-популярного кино. В результате, 18 июня 1986 г. на Пленуме Всесоюзной комиссии по научному кино был принят документ «Перспективы развития научного кино», в котором прописаны программные направления: «человек и мироздание», «человек и общество», «восхождение человека», «человек в масштабе времени», «человек в социокультуре», «человек и среда обитания», «человек в фокусе парадоксов научно-технического прогресса». Новые темы поставили новые задачи перед научно-популярным кинематографом: теперь основное внимание уделялось не достижениям науки, искусства и производства, а человеку и отражению влияния научно-технического прогресса как на жизнь общества, так и на формирование морали и нравственности. В объект научно-популярного кино включаются социальные и гуманитарные науки такие, как психология, эстетика, социология. «Перед научно-популярным кино открылись новые возможности. Рамки его раздвинулись необычайно: любая тема может войти в комплекс перечисленных программных направлений, если она отражает проявление интеллектуальной деятельности человека» [19, с. 5].

Направление к переосмыслению тематики научно-популярных фильмов через призму человека, заложенное в утвержденном документе, отразилось в творчестве режиссеров «Леннаучфильма». Сотрудники Ленинградской киностудии принимали активное участие в обсуждениях о положении научно-популярного кино в системе кинематографа и его задачах для общества [19, 20]. В 1987 г. был взят курс на «"гуманизацию" и "экологизацию" научно-технического прогресса и интенсификации производства» [43]. В качестве примера «гуманизации» НТР можно привести фильм А. В. Сидельникова «Компьютерные игры» (1987 г.). По мнению режиссера, компьютер в будущем может стать «божеством человечества», что может свидетельствовать о падении нравственности и культурного уровня людей. Возможности компьютера к решению ряда задач, способных в некоторой степени заменить работу человека, может негативно сказаться на обществе. Кроме того, увлечение компьютерными технологиями стало отодвигать на второй план другие вопросы экономики. В частности, режиссер показывает гибель русской деревни и ее культуры. По мысли автора, именно деревня носитель того духовного компонента, который необходим русскому человеку и обществу.

Тема «экологизации» стала как никогда актуальной после трагедии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. Через два года В. Гуркаленко приступила к работе над съемкой двухсерийного фильма «Звезда полынь». Фильм затрагивал большой комплекс вопросов о целях и задачах научно-технического прогресса и ответственность ученых перед обществом: как далеко способен зайти ученый в исследованиях, особенно тех, которые могут повлечь смерть человека и принести невосполнимый ущерб природе. На примере жизни и работы академика А. П. Александрова, который был разработчиком проектов атомных электростанций в СССР, режиссер хотела показать, что на пути к поставленной цели, зачастую, несомненно важными вопросами пренебрегают. Так, в частности, не были разработаны вопросы безопасности в случае внештатных ситуаций на некоторых АЭС. После аварии на Чернобыльской АЭС долгое время скрывалась опасность этого события, а затем, в научном сообществе предпочли забыть о ней. Вследствие чего режиссер приходит к выводу, что ученый должен предоставлять достоверную информацию общественности о научных разработках, особенно их недостатках и скрытых угрозах. Фильм «Звезда полынь» показателен еще и тем, что в нем отчетливо прослеживается библейская тема, которая не была характерна для научно-популярных фильмов в СССР, ставивших своей задачей формирование материалистического взгляда на мир. События, так или иначе связанные с Чернобыльской аварией, по мнению режиссера, показывали духовный надлом советского общества, который может привести в дальнейшем к катастрофе.

В конце 1980-х гг. на «Леннаучфильме» произошло переустройство организации. Образуются 4 производственно-творческих объединения в 1989 г.: «Прогноз» под руководством А. Мартыненко; «Выбор» под руководством В. Гуркаленко; «Человек в зеркале перемен» под руководством И. Войтенко; «Возрождение» под руководством Л. Шахт. Каждое объединение имело свою структуру, Управление и Художественный совет. Кроме того, ими самостоятельно выбиралось основное тематическое направление снимаемых фильмов.

В это время получают свое отражение темы о нетрадиционных формах познания. Так в кинокартине «Человек после человека» (реж. Н. Хотулева, 1989 г.) показаны индийские эзотерические практики и представления о реинкарнации человека. Фильм «Феномены (Что снится крокодилу)» (реж. Э. Короленко, 1989 г.) повествует о экстрасенсорных способностях людей и применения их во врачебной практике.

Подводя итог, можно отметить, что в 1980-е гг. происходит качественное изменение содержания научно-популярного кинотекста в рамках творческой работы киностудии «Леннаучфильм». Иллюстрация научно-технического прогресса, достижений в науки и в искусстве уже не являлись на киностудии основной задачей. Помимо того, что увеличилось количество тематических направлений в творчестве ленинградских режиссеров, сюжеты приобретают острополитический и остросоциальный характер. Со второй половины 1980-х гг. в центр внимания научно-популярного кинематографа СССР помещается человек. Ленинградские режиссеры не просто рассказывали о каком-либо событии или научном явлении, но и «включались» в заочный диалог с обществом, пытаясь поднять темы нравственности и морали. Возникли вопросы ответственности ученых и влияния достижений науки и техники на природу и общество. Получила развитие идея вреда научно-технического прогресса и научных достижений, что противоречило целям и задачам научно-популярного кино, заложенным еще с начала его существования. Как отмечает В. Трояновский в этот период «для кино же наука вышла из сферы священного и превратилась в объект изучения, но не поклонения. Авторы фильмов уже не принимали образ науки в готовом виде, создавали его сознательно на основе собственных моральных, философских и эстетических представлений. <...> Кино пыталось стать критиком науки, ее совестью» [45, с. 348]. Таким образом, творчество режиссеров Ленинградской киностудии «Леннаучфильм» было не только в русле положений, утвержденных в документе «Перспективы развития научного кино», но расширяли и дополнили их своими фильмами.

References
1. Al'tshuler B. A. Obraznaya sistema nauchnogo kino i ee sredstva vyrazitel'nosti: uchebnoe posobie. Moskva: VGIK, 1988. 75 s.
2. Vasil'kov I. Nauchno-populyarnoe kino. Moskva: Znanie, 1977. 48 s.
3. Vasil'kov I. A. Nauchno-populyarnoe kino i sovremennost' (zadachi i problemy). Moskva: b. i., 1982. 56 s.
4. Vasil'kov I. A. Sovetskoe nauchno-populyarnoe kino. Etapy razvitiya: uchebnoe posobie. Moskva: VGIK, 1979. 100 s.
5. Vasil'kov I. A. Ekran i nauka. Moskva: Znanie, 1967. 62 s.
6. Vasil'kov. I. A. Ekran rasskazyvaet o nauke. Moskva: Byuro propagandy sov. kinoiskusstva, 1977. 72 s.
7. Zhdan V. N. Voprosy masterstva v nauchno-populyarnoi kinematografii. Moskva: Goskinoizdat, 1952. 184 s.
8. Zguridi M. A. Slovo v nauchnom fil'me. Moskva: b. i., 1979. 64 s.
9. Beletskaya A. Yu. Funktsional'no-tipologicheskie kharakteristiki nauchno-populyarnykh kinotekstov // Aktual'nye voprosy filologii i perevodovedeniya v svete sovremennykh issledovanii: Sbornik nauchnykh statei po materialam XIV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Cheboksary: Chuvash. gos. ped. un-t, 2017. S. 165-172.
10. Ul'yanova N. A. Struktura i osobennosti nauchno-populyarnogo kinodiskursa // Slovo, vyskazyvanie, tekst v kognitivnom, pragmaticheskom i kul'turologicheskom aspektakh: materialy VII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Chelyabinsk: Entsiklopediya, 2014. S. 96-99.
11. Umanskaya Zh. V. Nauchnye i sotsial'nye predstavleniya v kontente nauchno-populyarnogo fil'ma: na primere «Velikoi idei Einshteina», 2005 // Vestnik RGGU. Seriya «Istoriya. Filologiya. Kul'turologiya. Vostokovedenie». 2018. № 8 (41). S. 84-96.
12. Konstantinova E. G. Nauchno-populyarnoe televidenie: spetsifika funktsionirovaniya i perspektivy razvitiya: dis. ... kand. filol. nauk: 10.01.10 / Elena Grigor'evna Konstantinova; Moskovskii gosudarstvennyi universitet im. M.V. Lomonosova. Moskva, 2010. 234 l.
13. Lapina I. Yu. Nauchno-populyarnoe televidenie: dramaturgiya mysli. Moskva: Aspekt Press, 2007. 158 s.
14. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya: V 51 t. T. 17 / Pod red. B. A. Vvedenskogo. Moskva: Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya, 1954. S. 263.
15. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya: V 30 t. T. 17 / Pod red. A. M. Prokhorova. Moskva: Sovetskaya entsiklopediya, 1974. S. 797.
16. Zguridi M. A. Vystupleniya na s''ezde // Iskusstvo kino. 1986. №10. S. 54-56.
17. Alikov Yu. V poiskakh vykhoda iz tupika // Iskusstvo kino. 1989. №11. S. 17-23.
18. Gerasimov A. Inye vremena, inye tseli // Iskusstvo kino. 1988. №10. S. 20-24.
19. Nauchno-populyarnoe kino. Problemy. Razmyshleniya. Spory: sbornik nauchnykh trudov. Sankt-Peterburg: VNIII, 1991. 182 s.
20. Dver' raspakhnuta, mozhno vykhodit' iz tupika // Iskusstvo kino. 1988. №9. S. 75-84.
21. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 2. D. 37. Doklady i obzory, predstavlennye v vyshestoyashchie organizatsii. L. 2.
22. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 3-1. D. 107. Ustav studii (1955 g.). L. 1.
23. O dal'neishem uluchshenii ideologicheskoi, politiko-vospitatel'noi raboty: Postanovlenie TsK KPSS ot 26 apr. 1979 g. M., 1979. s. 15 s.
24. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 3-3. D. 527. Otchet po osnovnoi deyatel'nosti za 1970 god. 218 listov.
25. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 3-3. D. 535. Spiski kinofil'mov, vypushchennykh v 1971 godu. 52 lista.
26. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 3-3. D. 593. Spiski kinofil'mov, vypushchennykh v 1972 godu. 52 lista.
27. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 3-3. D. 630. Spiski kinofil'mov, vypushchennykh v 1973 godu. 22 lista.
28. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 3-4. D. 672. Spisok kinofil'mov, vypushchennykh kinostudiei v 1974 godu. 50 listov.
29. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 3-4. D. 717. Proizvodstvennyi otchet za 1975 god. 60 listov.
30. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 3-4. D. 740. Proizvodstvennyi otchet za 1976 god. 92 lista.
31. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 3-4. D. 762. Proizvodstvennyi otchet za 1977 god. 90 listov.
32. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 3-4. D. 786. Proizvodstvennyi otchet za 1978 god. 111 listov.
33. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 3-4. D. 814. Proizvodstvennyi otchet za 1979 god. 104 lista.
34. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 3-4. D. 843. Proizvodstvennyi otchet za 1980 god. 126 listov.
35. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 3-4. D. 1010. Otchety po osnovnoi deyatel'nosti i kapital'nym vlozheniyam za 1982 god. 166 listov.
36. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 3-4. D. 1158. Otchety po osnovnoi deyatel'nosti i kapital'nym vlozheniyam za 1983 god. 160 listov.
37. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 3-4. D. 1159. Ob''yasnitel'naya zapiska k otchetu po osnovnoi deyatel'nosti i kapital'nym vlozheniyam za 1983 god. L. 83.
38. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 3-4. D. 1297. Otchety po osnovnoi deyatel'nosti i kapital'nym vlozheniyam za 1984 god. 129 listov.
39. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 3-4. D. 1424. Otchety po osnovnoi deyatel'nosti i kapital'nym vlozheniyam za 1985 god. 140 listov.
40. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 3-4. D. 1425. Ob''yasnitel'naya zapiska k otchetu po osnovnoi deyatel'nosti za 1985 god. L. 14.
41. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 3-4. D. 1568. Otchety po osnovnoi deyatel'nosti i kapital'nym vlozheniyam za 1986 god. 166 listov.
42. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 5-1. D. 143. Otchety po osnovnoi deyatel'nosti i kapital'nym vlozheniyam za 1987 god. 196 listov.
43. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 5-1. D. 144. Ob''yasnitel'naya zapiska k otchetu po osnovnoi deyatel'nosti za 1987 god. L. 5.
44. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 243. Op. 5-1. D. 388. Otchety po osnovnoi deyatel'nosti i kapital'nym vlozheniyam za 1989 god. 125 listov.
45. Troyanovskii V. Nauchno-populyarnoe kino v SSSR // Noveishaya istoriya otechestvennogo kino: 1986-2000. Sankt-Peterburg: Seans, 2002. Kino i kontekst. T. 4: 1986-1988. S. 345-351