Library
|
Your profile |
Litera
Reference:
Chen L.
Linguistic analysis of translation of Chinese phraseologisms in the Analects of Confucius (论语)
// Litera.
2020. № 12.
P. 92-100.
DOI: 10.25136/2409-8698.2020.12.34642 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=34642
Linguistic analysis of translation of Chinese phraseologisms in the Analects of Confucius (论语)
DOI: 10.25136/2409-8698.2020.12.34642Received: 12-12-2020Published: 19-12-2020Abstract: The object of this research is 56 phraseologisms of the treatise “Analects of Confucius”, and versions of their translation into the Russian language by L. S. Perelomov, selected for the analysis using the method of continuous sampling, as well as such method of linguistic studies as structural-semantic. The translation of phraseologisms of Confucius is described and analyzed within the framework of the concept of V. N. Komissarov; phraseological units are classified in accordance with the five types of equivalence of translation. The goal of this work is consists in determination of conditions that allow preserving the semantic accuracy in translation of phraseologisms of Confucius from Chinese to Russian. The research is carried out at the intersection of linguistics and philosophy. The novelty consists in the fact that this article is first to examine V. N. Komissarov’s translation of phraseologisms of Confucius. Insufficient study of the translation of this philosophical text into the Russian language defines the relevance of this research. Based on the quantitative analysis it is concluded that phraseologism of Confucius are usually translated into Russian in accordance with the fifth type of the concept of V. N. Komissarov; i.e. literal translation of hieroglyphs into Russian, equivalence is founded on preservation of the meaning contained in the original. First and foremost, the translator tries to convey and preserve the pragmatic focus of the text. Keywords: translation, translation equivalence, types of equivalence, idioms, treatise of Confucius, Lunyu, Chinese, Russian, comparative analysis, ancient chinese philosophyВ настоящее время проведено большое количество научных исследований в области перевода, подробно рассмотрены и описаны как практические, так и теоретические аспекты, однако многие из них, в частности, эквивалентность при переводе и сохранение смысловой точности требуют дальнейшей систематизации и детальной разработки критериев и техник перевода. В последние десятилетия к вопросам перевода возрос интерес со стороны лингвистов, изучение перевода с помощью методов лингвистического анализа, систематическое исследование различных аспектов перевода помогает глубже понять сущность перевода и его закономерности, помогает в переводческой деятельности и оценке перевода, а также значительно углубляет понимание сущности и функции языка, обогащает наши знания в области лингвистики [1]. В статье произведен анализ вариантов перевода фразеологизмов трактата Конфуция «Лунь юй» на русский язык. Философский трактат «Лунь юй» был написан в ранний период Чжаньго (период Сражающихся царств, 476/403 — 221 гг. до н.э.) и является главной книгой конфуцианства, составленной учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания и поступки учителя, а также диалогов с его участием. «Лунь юй» имеет около 40 вариантов перевода на английский язык [3]. В настоящее время имеется 14 вариантов перевода трактата «Лунь юй» на русский язык [5].Название трактата по-китайски состоит из иероглифических знаков «论语», 论[лунь], ‘обсуждать, говорить, рассуждать’;语[юй], ‘беседа, афоризм, слово, язык’. Трактат «Лунь юй» имеет несколько вариантов перевода на русский язык: «Лунь юй. Древнекитайская философия» в переводе Кривцова В.А., (1972); «Беседы и суждения Конфуция» в переводе Головачевой Л.И., (1992); «Конфуций. Я верю в древность» (Семененко И.И., 1995); «Конфуций. Лунь юй» (Переломов Л.С., 1998) [11-14]. В фокусе данного исследования находятся фразеологизмы трактата «Лунь юй» в переводе на русский язык, исследуется возможность точной передачи их смысла на другом языке. Язык эвристичен, и он подсказывает людям способы наблюдения и интерпретации действительностей [16]. Методологической основой работы послужила теория В.Н. Комиссарова об эквивалентности перевода [2]. Перевод является одним из видов межъязыкового общения, основной характеристикой которого является участие в процессе коммуникации двух языков, т.е. переводу свойственен “двуязычный характер”. Процесс коммуникации раздваивается: первая его часть осуществляется с помощью речевого продуцирования текста на исходный язык (ИЯ), вторая – на язык перевода (ПЯ). Данный признак отличает феномен перевода как от речевой деятельности на одном языке, так и от всевозможных внутриязыковых и межсемиотических преобразований. Лингвистика перевода основана именно на дуалистичном характере. По мнению В.Н. Комиссарова в книге «Лингвистика перевода», двуязычный характер перевода привнес в него ряд характеристик, выраженных в семантике, прагматике, стилистике, норме перевода и др [8]. В своей работе В.Н. Комиссаров сосредоточил внимание на изучении семантики перевода. С точки зрения семантики, перевод – сложное явление. Посредством языкового анализа можно выявить смысловые различия между оригиналом и переводом, выявить ограниченность языков, а также зафиксировать множество вариантов эквивалентного перевода. Эквивалентность является одним из основных понятий переводческой лингвистики, а раскрытие понятия эквивалентность перевода является первостепенной задачей переводческой семантики. Сравнительный анализ оригинального текста и его перевода показывает, что, по существу они являются схожими, однако при переводе могут появляться лакуны, смысловая неопределенность. На устранение подобных случаев направлена семантика перевода, в сферу которой входит изучение разнородных эквивалентных единиц, их классификация, способы отражения в системе того или иного языка. В.Н. Комиссаров на основе изучения большого количества материалов, переведенных на английский и русский языки, в своей книге «Теория перевода (лингвистические аспекты)» сформулировал теорию уровней эквивалентности, согласно которой в процессе перевода устанавливаются отношения эквивалентности между соответствующими уровнями оригинала и перевода. В.Н. Комиссаров описывает пять соответствующих уровням типов эквивалентности [4]. В данной работе за основу взят перевод трактата на русский язык «Конфуций Лунь юй» Л.С. Переломова [9]. Леонард Сергеевич Переломов совмещал научно-исследовательскую работу с работой переводчика древнекитайских текстов, при этом с течением времени центр его научных интересов всё больше смещался с изучения древнекитайских обществ в сторону переводов канонического «Четверокнижия» и изучения влияния конфуцианства на современный политический курс КНР. При этом интерес к конфуцианству оставался неизменным на протяжении всей научной карьеры Л.С. Переломова. Именно глубокое понимание конфуцианства и его влияния на современную жизнь Китая принесло учёному всемирную известность [15]. Материалом исследования послужили 56 фразеологизмов из трактата «Лунь юй» и их перевод на русский язык. Описание фразеологизмов и их классификация проводились согласно теории перевода В.Н. Комиссарова. В качестве эталонного перевода фразеологизмов использован перевод из «Китайско-русского фразеологического словаря» О.М. Готлиба, Му Хуаина [10]. Первыйтипэквивалентности характеризуется сохранением цели коммуникации: передача непрямого значения, выражение эмоций говорящего, чувств, побуждение к действию, т.е. посредством иных языковых средств достигается первоначальная цель, как будто говорят «о другом или по-другому». Это заключение справедливо в отношении всего высказывания в целом, даже если одно или два слова в оригинале имеют прямые или косвенные соответствия в переводе. Из 56 фразеологизмов перевод 15 соответствует первому типу эквивалентности. Приведем несколько примеров: 1) 由也升堂矣,未入于室也
Так, в первом примере описывается учеба, однако в трактате Конфуция высокая успеваемость передается метафорически подняться во дворец. 2) 成事不说
Во втором примере – о прошедшим, обозначает “дело сделано, не будем говорить”. 3) 没齿无怨言
В третьем – о ропоте, в переводе “до конца своих дней” означает “зубы выпали” в оригинале. Данные примеры доказывают, что эквивалентность переводов первого типа может быть сохранена с помощью некого ключевого понятия. Очевидно, варианты перевода часто возникают на уровне макрокомпонентов семантики слова, его коннотативного значения, что связано с культурным фоном. Интерпретация подобных примеров требует наличия опыта и специальных знаний у переводчика. Второй тип эквивалентности предусматривает сохранение цели коммуникации и передачу коммуникативной ситуации. Таким образом, из-за невозможности точной передачи лексики и структуры оригинала, при переводе с ИЯ на ПЯ происходит сематическое перефразирование и синтаксическая трансформация. Из 56 фразеологизмов трактата 7 переведены согласно второму типу эквивалентности. Например: 1) 往者不可谏,来者犹可追
В первом примере — о воодушевлении, обозначает “прошедшего не вернуть, но за будущим надо успеть”. 2) 父为子隐,子为父隐
3) 过犹不及
Во втором и третьем вариантах перевода добавляются лесические единицы “ошибка” и “плохо”, которых в оригинале нет, чтобы наиболее полно передать смысл высказываний. Таким образом, дается не только дословный перевод слов и высказываний трактата Конфуция, но и, что более важно, наиболее полное выражение смысла, чтобы читатель смог воссоздать в своем воображении определенную картину мира. В третьем типе эквивалентности сохраняется цель коммуникации, коммуникативная ситуация и способ ее описания (в зависимости от функционально-смыслового содержания: описание, повествование, рассуждение и т.д.). Из 56 отобранных фразеологизмов трактата 8 являются примерами данного типа. 1) 风行草偃
2) 观过知仁
3) 其未得之也,患得之。既得之,患失之
Для данного типа характерно сохранение в переводе общих знаний, с помощью которых осуществляется описание ситуации в оригинале. В первом примере, “ветер дует ― трава клонится”, выражено влияние сильных на слабых, высших на низших. В четвертом типе эквивалентности ПЯ при обязательном достижении цели коммуникации, при указании на ситуацию и способ ее описания сохраняет часть синтаксических структур оригинала. Из 56 фразеологизмов примерами данного типа служат 5. 1) 道听而涂说,德之弃也
2) 克己复礼
3) 循循善诱
Максимально точная передача синтаксической структуры оригинального текста при достижении эквивалентности данного типа в ПЯ не только способствует более точному воспроизведению содержания ИЯ, но и обеспечивает лучшее восприятие аудиторией. Пятый тип эквивалентности характеризуется максимальной степенью близости содержания текстов оригинала и перевода, которая может существовать между текстами на разных языках. Из 56 отобранных фразеологизмов 21 относится к этому типу. 1) 君子博学于文,约之以礼
2) 察言观色
3) 从心所欲
4) 发愤忘食,乐以忘忧,不知老之将至云尔
Следует отметить, что достижение пятого типа на уровне семантики может быть ограничено семантическим полем слов разных языков, то есть не всегда и не все значения и условия сочетаемости могут совпадать.[7] Анализ эквивалентности перевода убедил нас в том, что главная задача переводчика сделать правильный выбор среди возможных способов перевода, что позволит в наибольшей степени обеспечить достижение коммуникативной цели. Вывод В статье были рассмотрены и описаны фразеологизмы из трактата «Лунь юй» в переводе на русский язык Л.С. Переломова, исследованы критерии достижения эквивалентности перевода согласно теории В.Н. Комиссарова. Классификация В.Н. Комиссарова позволяет нам сделать вывод о том, что эквивалентность основывается на сохранении элементов смысла, содержащихся в оригинале. В первую очередь при переводе переводчик стремится раскрыть и сохранить прагматическую направленность текста. Сложность передачи фразеологизмов Конфуция на русский язык объясняется тем, что при переводе происходит столкновение различных культур, эпох, традиций и систем ценностей. References
1. 武学善 科密萨罗夫的《翻译语言学》简介 1994. Vvedenie v knigu V.N. Komissarova «Lingvistika perevoda» U Syueshan', 1994, s.41.
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Komissarov,_Vilen_Naumovich. 3. Cheng Huanhuan Comparative Studies on the Two English Versions of the Analects of Confucius 2007, c.4. 4. Komissarov V.N. Teoriya perevoda (lingvisticheskie aspekty): Uchebnik dlya institutov i fak. inostr. yaz.-Moskva.: Vyssh. shk., 1990, s.51. 5. 王灵芝.《论语》在俄罗斯的译介历程. 北京. 2011. Van Linchzhi. Protsess perevoda «Lun' yui» v Rossii. Pekin. 2011, s.116. 6. 杨伯峻.论语译注 .北京:中华书局, 1980. Yan Botszyun' Lun'-yui s perevodom i primechaniyami. Pekin, 1980 7. Komissarov V.N. Obshchaya teoriya perevoda. Uchebnoe posobie. izdatel'stvo «ETS» Moskva, 1999, s.119-132. 8. Komissarov V.N. Lingvistika perevoda.-M., 1980, s.31. 9. L.S. Perelomov Konfutsii Lun'yui. M.: Vostochnaya literatura, 2001. 10. O.M. Gotlib, Mu Khuain Kitaisko-russkii frazeologicheskii slovar'. 2019. 11. Krivtsov V.A. —«Lun' yui. Drevnekitaiskaya filosofiya», T.1. M.,1972. 12. Golovacheva L.I. —«Besedy i suzhdeniya Konfutsiya». Rubezh. 1992. 13. Semenenko I.I. —«Konfutsii. Ya veryu v drevnost'». M.,1995. 14. Perelomov L.S.—«Konfutsii. Lun' yui». M.,1998. 15. http://wiki-org.ru/wiki/Perelomov,_Leonard_Sergeevich. 16. Krasina E.A. Perfil'eva N.V. Osnovy filologii. Lingvisticheskie paradigmy. 2015, M.: Flinta, 408 s., 62-63 |