Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Litera
Reference:

Children's poetry by Rasul Gamzatov

Nabigulaeva Marzhanat Nabigulaevna

PhD in Philology

Scientific Associate, Tsadasa Institute of Language, Literature and Art of the Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

367000, Russia, respublika Dagestan, g. Makhachkala, ul. M. Gadzhieva, №45

nabmar2012@yandex.ru
Murtazaliev Akhmed Magomedovich

Doctor of Philology

Chief Scientific Associate, Tsadasa Institute of Language, Literature and Art of the Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

367000, Russia, respublika Dagestan, g. Makhachkala, ul. M. Gadzhieva, №45

ahmurt04@gmail.com

DOI:

10.25136/2409-8698.2021.10.34165

Received:

23-10-2020


Published:

18-10-2021


Abstract: The object of this research is the works of Rasul Gamzatov, while the subject is his poetics and style of children's poems. Detailed analysis is conducted on the genre and ideological-thematic peculiarities of children's poems by R. Gamzatov. Attention is focused on the techniques and means of expressiveness of the literary image. Rasul Gamzatov's children's poetry has not previously become the object of comprehensive research. The author observes the lack of scientific research that touch upon this side of the poet’s activity, namely substantive, formal, and artistic peculiarities of his poems for children. This topic requires in-depth scientific examination. The conclusion is made on the extensive representation of children's poetry in the works of Rasul Gamzatov, the key motifs of which are hard work, education, patriotism, love for the mother, plea for peace on earth, and propaganda of the traditional highland upbringing. The scientific novelty consists in the attempt of holistic study of the poetics, as well as genre, stylistic and ideological-thematic peculiarities of children's poetry. The author’s special contribution to this research lies in shedding light on the little-studied aspect of R. Gamzatov's works, which arouses interest in further research of his literary heritage.


Keywords:

children's poetry, poems, lyrics, lullabies, folklore motifs, images, Parallels, means of expression, didactics, teaching


Детская поэзия Р. Гамзатова один из малоисследованных аспектов его богатого и многожанрового наследия. Ученые и критики в своих трудах лишь изредка обращались к этой теме, ограничиваясь краткой информацией о ней и не акцентируя внимания на научном исследовании ее художественных особенностей [2, 9 10]. В настоящий момент отсутствуют специальные научные работы по этой теме, раскрывающие жанрово-тематическое содержание детской поэзии Р. Гамзатова, историю ее формирования и развития, а также роли и места в литературном наследии поэта.

Единственной работой, дающей небольшое представление о детской поэзии Р. Гамзатова, является книга М. Гасан-Гусейнова, посвященная дагестанской детской литературе, в которой наряду с творчеством известных дагестанских поэтов и писателей, представлена заметка о детской поэзии Р. Гамзатова. В ней он, объясняя причину невнимания к детским произведениям поэта, справедливо отмечает: «Просто человеку несведущему поначалу кажется, что написал поэт несколько стихотворений и поэм для детей и юношества, да и только. Но когда знакомишься с Расулом Гамзатовы как с детским писателем, то тебя все больше и больше удивляет его диапазон и глубина в этой области. Художник многогранного таланта, он проявил себя ярко и красочно и в таком трудном, сложном деле, как детская литература» [6, с. 49].

Впервые Р. Гамзатов обратился к этой теме в середине ХХ века (1950-е годы) Начиная с этого периода в его творчестве появляются яркие и талантливые стихи, в которых воссозданы образы маленьких детей, показаны их характеры, мечты и стремления. К ним относятся: лирические стихи «Сентябрь 1950 года», «Маленькая Зарема», «Маша», «Леки», «Сказки бабушки», «Песня дагестанских пионеров», «Утро», «Летняя ночь», «Дежурный», «В пионерском лагере в Гунибе», «Для дочери», «Сын моих друзей», поэма «Мой дедушка» и колыбельные «В нашем крае весна…», «Ва, хатута, хатута», «Из пасти волка мясо вырвавший», «Он и как вымоленный дождь…», «Пусть станет, как пуля…», «Гордо оружие опоясавший…», «Она клубок из золотой нити…», «Отдам ее за выстрелившему сидя из ружья…», «Еще до появления цветка…» и др. Стихи и поэмы повествуют о школьных и бытовых буднях детей и учащихся. Героями произведений являются дети от младенческого возраста, только-только делающие первые шаги в своей жизни и до подросткового, школьники, маленькие граждане страны, стремящиеся к знаниям во имя своего счастливого будущего и процветания всей родины. Стихи написаны в оптимистическом тоне, наполнены радостью, верой детей в их светлое завтра. Колыбельным сочинениям, являющимся составной частью детской поэзии Р. Гамзатова, свойственны фольклорный стиль изложения и дидактическая направленность в духе горской морали и этики.

Главной в детской поэзии Р. Гамзатова стала тема счастливого детства, вокруг которой объединены основные проблемы: отношения детей и взрослых, проблема горской нравственности и морали, отношения ребенка в коллективе и в семье. Эти мотивы проходят через многие детские стихи поэта, в которых он рисует собирательный образ детства, наполненного беззаботной радостью, играми, учебой, любовью к родине. Несмотря на свой возраст дети остро осознают свою ответственность перед ней за заботу о них и полны решимости учиться и служить во благо нее («Песня дагестанских пионеров», «В пионерском лагере в Гунибе», «Дежурный», «Сентябрь 1950 года»). Наиболее полным воплощением жизнерадостности, трудолюбия, здоровья выступает детский лагерь, изображаемый автором как единое целое, где детям открываются другой мир, новые впечатления и возможности для приобретения интересных знакомств со сверстниками. Они играют, резвятся на природе, состязаются в различных подвижных играх, получают массу удовольствий и наслаждаются счастливым времяпрепровождением. Подобную картину можно наблюдать в стихотворении «В пионерском лагере в Гунибе». Действие происходит в детском лагере, расположенном на фоне прекрасного горного пейзажа с чистым воздухом и зелеными лесами. Главные герои – школьники, приехавшие на отдых, весело и с пользой для здоровья проводят время: поют, танцуют, вместе идут в походы по горным ущельям, катаются верхом на лошадях и т.д. Поэт выразительно и ярко с помощью образных выражений (эпитетов, сравнений, метафор) описывает развлечения детей, передает ощущение веселья и радости:

Чар-чарал кьагIразул кьерилан ккола

Кьурул кIкIалабахъан гьал унеб мехалъ.

Кьер-кьерал буртIузул рахасин ккола

Гьал борхалъабазде рахулеб мехалъ.

ГIисинал рекIараз ишан гьабигун,

Данде рекерула ругьунал чуял.

Кьолонив тIерхьунев рокьо гIанав чи

Чапаев живилан хIазе лъугьуна [4, с. 157].

Кажется, что это строй пестрых ягнят,

Когда они идут по скалистым ущельям.

Кажется, что это цепь разноцветных козлят,

Когда они поднимаются на эти вершины.

Когда маленькие наездники лишь знак подают,

Прирученные лошади навстречу бегут.

В седле незаметный, подобно ладони,

Воображает себя Чапаевым.

(Здесь и далее подстрочный перевод автора статьи)

Одним из известных и лучших образцов его детской поэзии является стихотворение «Маша» (1948), которое получило высокие отзывы у читателей и критиков, отметивших это произведение как «крупное достижение молодого поэта» [11, с. 35]. Поводом написания стихотворения послужила реальная ситуация, которую автор наблюдал в жизни и о чем он вспоминал в одной из своих публикаций: «Однажды в аварском селе я увидел маленькую девочку по имени Маша. В горах был обычай называть детей именами своих родственников. На меня сильно повлияло то, что вернувшийся с войны аварец назвал именем знакомой русской девушки свою новорожденную дочь, и я посвятил ей стихотворение» [5, с. 30].

Сюжет и герои стихотворения являются невыдуманными, а взятыми из жизни: горец-фронтовик назвал свою дочь «Машей», в благодарность русской медсестре, погибшей на войне. Она ухаживала за раненными, не раз спасала жизнь и самому герою. И он дал себе слово, что если у него родится дочь, назовет ее Машей. В стихотворении создан яркий образ девочки, к которой приковано все внимание не только членов семьи, но и односельчан. Автор использует народно-речевые сравнения при описании внешности и характера маленькой героини:

Гьей милъиршо гIадай гьитIинай йиго,

Гьелъул гозо гIадай бегIерай йиго.

ЦIункIарабго, дуе гьимун елъула,

ГьиштIарабго, духъе хъурщун ячIуна.

Машал берал руго лъел гарал гIадал,

Машал гаргар буго цIурмил гIадинаб.

Гьей гIаммаб рокьиялъ сверун ккун йиго,

Киназго цоцахъе яхъулей йиго [3].

Она маленькая, как ласточка,

И острая [проницательная], как ее клюв.

Поцелуешь – тебе улыбается,

Свистнешь – к тебе ползет.

Глаза Маши подобны каплям воды,

Разговор Маши подобен орлиному.

Она окружена всеобщей любовью,

Все друг у друга ее отнимают.

А для показа всеобщей любви к героине обращается не к поэтическим средствам, а бытовым сценам и описаниям, более точно передающим атмосферу радости и счастья семьи за маленькую дочку:

Корохъ бищун цIакъаб хIанкъва – Машае,

Рокъоб бищун лъикIаб гурга – Машае.

Дадаца гьелъие кьегIер босана,

Адаца гьелъие бурутI босана.

Гьалда тIад, кечI ахIун, гвермендо чIвана,

БахIаралда гIадин маржанал рана.

Хеккого чIухIизе, кIудияй гIезе,

КIодоца гIундузда кIилкIал рахана [3].

В жаровне самый лучший лебедь – Маше,

Дома самую хорошую лепешку – Маше,

Папа ей ягненка купил,

Тетя ей козлика купила.

На нее, спев песню, платок повязали,

Как на невесту, бусы надели

Чтобы быстро росла и хорошела

Бабушка в уши серьги надела.

В целом все произведение создано в оптимистическом тоне, передающем ощущение полного семейного счастья, источником которого является маленький ребенок. Речь автора эмоциональна, он рисует девочку с большой любовью и чувством восхищения ее резвостью, проницательностью, красотой и весельем. В таком же стиле написаны и стихи «Дочери», «Маленькая Зарема», которые автор посвятил своей дочери.

Стихотворение «Летняя ночь» («Риидалил сордо»), воспроизводящая картину безмятежного сна детей, отличается от других своей лиричностью и задушевностью. Здесь внимание автора обращено не непосредственно к образам детей, а сконцентрировано вокруг их домашнего и природного окружения. Повествование ведется от лица автора, написано традиционным семисложником, что придает динамичность тексту. Сюжет произведения довольно прост, поэт изображает эпизод из обычной жизни детей: наступает вечер, дети готовятся ко сну, отец поправляет часы на стене и задувает свечу, дети засыпают. Умиротворенный сон в тихую летнюю ночь передается бытовой и пейзажной зарисовкой, в которой акцентированы следующие детали: нет ни шороха, закрыты окна, мальчик спит, обняв подушку, девочка – свою куклу, на столе открытая книга. Природа и атрибуты быта наделены душой при помощи поэтического приема олицетворения: умывальник «молчит», радиоприемник «спокоен», звезды «смотрят, как стражи», луна «ходит в небе», ветер «гуляет», село «спит», горы «молчат» и т. д.:

Буго халккун лъималахъ

ГIенеккун умывальник.

ГIодоб биччан чIун буго

Радиоприемникги.

Гьезул макьу лъицаго

Хвезе гьабизе гурин,

Хъаравулзаби гIадин

Ралагьун руго цIваби,

ЦIвабзазе гIадлуялъе

Зодихъ тараб киниги,

Добе-гьаниб тирулеб

Буго торгIо гIадаб моцI.

Росу макьида буго,

МугIрул гIенеккун руго,

Школаги халккун буго,

Классалги рахан руго [7].

Смотря на детей

Молчит умывальник.

Спокоен

И радиоприемник.

Боясь, что кто-нибудь

Их сон потревожит,

Как стражи,

Смотрят звезды.

Как будто над звездами

Назначили в небе стражем,

Ходит в небе

Луна, похожая на мяч.

Село спит,

Горы молчат,

Школа тоже ждет,

И классы закрыты.

С помощью лаконичных предложений, мелких и обыденных деталей быта и пейзажа автор реалистично изобразил картину летней ночи и подчеркнул состояние мирного сна детей. Р. Гамзатов здесь проявил себя как мастер пейзажной лирики. Он изображает невероятное спокойствие и гармонию природы и дома. Все вокруг застыло в ожидании нового дня, все звуки замерли, оберегая безмятежный сон детей. Характер описания спокойный, создает чувство умиротворенности, отсутствия тревоги.

Помимо произведений малого жанра в детской поэзии Р. Гамзатова представлены и сочинения крупного плана. Одним из таких является поэма «Мой дедушка» («Дир дахIадада»), вышедшая в свет в 1955 году [4, с. 159–166].

В поэме нет определённого сюжета в традиционном понимании с завязкой, развитием, кульминацией и развязкой действия. Она полностью построена на лирическом повествовании от лица маленького героя, имя которого не названо. Нам остается только представить мысленно каждого из героев со своим характером. Перед читателем предстает всеми любимый и многое в жизни повидавший мудрый дедушка и его любопытный внук. Они очень дружны и потому всегда вместе, так как внук любит проводить время со своим дедушкой. Они вместе гуляют по селу, встречают разных людей (доктора, кузнеца, почтальона, агронома), представителей полезных людям профессий:

Нижеда дандечIвала

ХъахIаб халгIатгун тохтур,

Халатаб тIил гъежда лъун,

Гъутаналде унев вехь.

Вихьула мегъ чIван унев

ГIолохъанав агроном,

Нахъе сумкаги рехун,

Поч босун хьвадулев чи [3, с. 160].

Мы встречаем

Доктора в белом халате,

С длинной палкой на плече

Чабана, идущего в кутан.

Видим пересекающего поле

Молодого агронома,

Сбросив сумку на спину

Почтальона.

Перед ребенком открывается огромный мир, с которым его знакомит дедушка, мальчик с удовольствием познает и осмысливает его во всем многообразии и богатстве. Внук полностью доверяет дедушке, так как уверен в том, что он многое повидал и знает все на свете. На все свои вопросы (Где? Почему? Сколько?) получает исчерпывающие ответы. Дед с внуком ведут здоровый образ жизни в пример другим: они встают рано утром, делают зарядку, купаются в реке, дедушка учит внука бегать, плавать, играть на свирели, танцевать, кататься на санках:

Ниж кIиялго гIурдада

ДагIба бан рекерула.

Цин дица босула чIел,

Цо-цо дов цеве ккола.

Ниж росдал лъарахъе ун,

Хъазал гIадин чвердола.

ГIурччинаб авлахъалда

Наку тункун кьурдула [3, с. 164].

Мы вдвоем на лугу

На спор устраиваем бег.

Сначала я выигрываю,

Потом он обгоняет.

Мы в речке у села

Купаемся, как гуси.

На зеленом лугу

Танцуем, склонив колено.

От эпизода к эпизоду маленький читатель раскрывает все новые и удивительные качества дедушки. Он не просто все знает, но и умеет делать своими руками. Он хороший охотник, наездник, пловец, пользуется всеобщим уважением как у взрослых, так и детей, для которых он является примером и идеальным дедушкой, все встречные кивают ему, здороваются с ним. Внук, который является свидетелем всего происходящего вокруг дедушки стремится быть на него похожим.

Поэма имеет дидактический характер, она призывает маленьких детей к трудолюбию (залогу здоровья и долголетия), почтительности к старшим, сохранению мира, любви к Дагестану и уважения к его адатам, традициям и обычаям. В тексте нет прямого наставления от автора или героев, оно логически вытекает из всего произведения, так что маленькие читатели способны делать выводы сами.

Детские колыбельные Р. Гамзатова являются творческой переработкой народных колыбельных аварцев. Их содержание, поэтика (интонация, ритмика, средства выразительности, аллитерация) и строфическое построение соответствуют стилю и способу изложения аналогичных произведений в устном фольклоре. Колыбельные написаны традиционными 7 и 11 сложными размерами стиха.

Так же как и в народной детской поэзии, Р. Гамзатов применяет два типа рифмовки: парная и перекрестная. Они придают динамичность тексту и улучшают слуховое восприятие. Близко расположенные рифмующиеся слова однородного («гьай» – «она», «авлъидал» – «он и…») и разнородного характера («бахъарав» – «босарав» («отнявший» – «взявший»), «лъугьаги» – «пусть будет», «вукIина» – «будет») и др. состоят в основном из именной и глагольной части:

Месед кунал гIомо гьай,

ГIарцул кунал чиллай гьай,

ТIалъиялъул кечIги гьай.

Кавказалъул бурутI гьай [8].

Она клубок золотой нити,

Она шелк из серебряных нитей,

Она песня нагорья,

Она козлик Кавказа.

* * *

Гулла гIадав лъугьаги,

Гурга гIадав лъугьаги,

Гирун унеб кутакаб

Гьорчо гIадав лъугьаги.

Кьурабазда кIетIолеб

КвартIа гIадав лъугьаги,

Кибго гIужда речIчIулеб

ЧIор гIадинав лъугьаги [8].

Пусть станет, как пуля,

Пусть станет, как колобок,

Словно быстро катящимся

Камнем пусть станет.

Стучащим в скалах

Молотком пусть станет,

Всегда в цель попадающей

Стрелой пусть станет.

Те или иные типы рифмовки использованы автором для создания определенного ритма, необходимого настроения или передачи эмоционального фона произведения, привлекающего внимание маленького слушателя.

В содержательном плане, если колыбельные посвящены девочкам, в них воспитывается трудолюбие, хозяйственность, скромность, а в колыбельных, адресованных мальчикам – физическое (бегать, танцевать, переходить реки, метко стрелять) и психическое развитие (мужество, отвага, проворность, справедливость, милосердие). Им характерно гиперболические описание характера сыновей:

БацIида кIалдиса цIан гьан бахъарав,

ЦIиркъида бадиса магIу бахъарав,

Борхьил чохьонисан чол нух бахъарав,

Чвахулеб гIурулъа маржан босарав.

РитIучI гъежда лъурав, гъалбацI квегъарав,

Квер борхун, боржунеб итаркIу ккурав –

Дурго эбелалъе чилъун вукIина,

Чияр эбелалъе дурцлъун вукIина [8].

Из пасти волка мясо отнявший,

Из глаз тигра слезу вытеревший,

Из живота змеи конную дорогу проведший,

Из быстрой реки жемчуг добывший.

Антилопу на плечи взвавливший, льва приручивший,

Подняв руку, летящего сокола поймавший –

Для своей матери человеком будет,

Чужой матери зятем будет.

Подобные образы и пожелания во многом схожи с народными колыбельными аварцев. Данный текст Р. Гамзатова почти полностью совпадает с фолькорным вариантом:

БацIида кIалдиса цIигьан бахъарав,

ЦIиркъида бадиса магIу бикъарав,

Борхьил чохьонисан чол нух бахъарав,

Чабхъада гьунарал гIемер росарав,

Дурго эбелалда чилъун вихьаги,

Чияр эбелалда дурц гIун вихьаги [1, с. 23].

Из пасти волка свежее мясо отнявший,

Из глаз тигра слезу укравший,

Из живота змеи конную дорогу проведший,

В набегах геройства совершивший,

Пусть твоя мама увидет человеком,

Пусть чужая мама увидет зятем.

Колыбельные Р. Гамзатова насыщены различными изобразительно-выразительными средствами, служащими для усыпления ребенка и или усиления его внимания (обращения, эпифора, эпитет, метафора, гипербола, сравнения). Часто, убаюкивая ребенка, мать обращается к нему с различными формами ласкательности («гьитIинаб тIатIул хинкI» – «маленький хинкал из жира», «ханил хинкI» – «яичный хинкал», «ахх, ахх» – «люли, люли», «бабал авали» – «мамин», «кьижа, дарман» – «спи, родной»). Речь матери наполнена народными выражениями, в которых присутствуют образы из окружающего быта и мира природы. Часто детям присваиваются качества, присущие ценным предметам, красивым явлениям, а также параллелям из природного мира: «месед кунал гIомо» («клубок золотых нитей»), «гIарцул кунал чиллай» («шелк серебряных нитей»), «берцинай, камилай бика» («красивая, совершенная бика»), «гочи гьайбатаб мокъокъ» («куропатка с прекрасной походкой»), «бакъан берцинаб гIанса» («улар с красивым голосом»), «гъансиниб месед гIадав» («подобный золоту в сундуке»), «къватI-къватIазда нур барав» («освещающий улицы»), «чвахукье гIор гIадин хех» «быстрый, как река» и т.д. Весь арсенал образных средств и приемов выразительности выражает материнскую любовь и нежность, ее чувства, заботы, тревоги, мечту увидеть в ребенке достойные качества: красоту, ум, доброту, мужество. Также они отражают менталитет и мудрость народа, ценности и представления об окружающем мире.

Детская поэзия Р. Гамзатова представлена различными жанрами. Главными мотивами в ней стали трудолюбие, просвещение, патриотизм, любовь к матери, призыв к миру на земле, пропаганда традиционного горского воспитания и т.д.

Стихи Р. Гамзатова лиричны и проникнуты любовью к детям. Они выразительны, оптимистичны, легко читаются и воспринимаются детьми. Маленькие герои Р. Гамзатова ответственны, любознательны, трудолюбивы, активны, прилежно учатся и готовятся к большой жизни. Автор создал живые и убедительные образы детей, примерных граждан, ясно осознающих тесную связь собственной жизни с будущим страны.

Детская поэзия соответствует духу времени, для нее характерно использование традиционных приемов художественного изображения, в особенности это относится к колыбельным, в которых наиболее ярко выражена народно-речевая стилистика.

References
1. Avarskie narodnye pesni / sost. S. M. Khaibullaev, M.-K. Gimbatov. Makhachkala: Novyi den', 2001. 424 s.
2. Aliev M. Khoroshii podarok detyam // Dagestanskaya pravda. 1956. 13 mai. S. 3.
3. Bol'shevik gor. 1949. 26 fevr. S. 2. Na avar. yaz.
4. Gamzatov R. Dagestanskaya vesna. Makhachkala: Dagknigoizdat, 1955. Na avar. yaz. 200 s.
5. Gamzatov R. Na dne terpeniya zoloto // Rasul Gamzatov. Literaturno-kriticheskoe nasledie / sost. A. M. Murtazaliev, M. N. Nabigulaeva. Makhachkala: IYaLI, 2019. Na avar. yaz. 400 s.
6. Gasan-Guseinov M. Puteshestvie v stranu Sinegoriyu. Makhachkala: Daguchpedgiz, 1991. 148 s.
7. Dagestanskaya pravda. 1952. 29 iyul'. S. 3. Na avar. yaz.
8. Krasnoe znamya. 1970. 3 dek. S. 4. Na avar. yaz.
9. Mukhamedova F. Kh. Dagestanskaya detskaya literatura. Makhachkala, 2001. 377 s.
10. Saidov M. Rasul Gamzatov – detyam // Sokolenok. 1980. № 9. S. 2–6. Na avar. yaz.
11. Sultanov K. D. Rasul Gamzatov. Ocherk tvorchestva. Makhachkala: Dagknigoizdat, 1973. 225 s.