Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Architecture and design
Reference:

Educational Express design of art object made of glass with limited function

Karpova Marina Vladislavovna

Docent, the department of Environmental Design, Krasnoyarsk State Institute of Arts

660049, Russia, Krai Krasnoyarskii krai, g. Krasnoyarsk, ul. Lenina, 22

marina2209@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2585-7789.2017.4.27132

Received:

14-08-2018


Published:

15-10-2018


Abstract: The subject of this research is the method of teaching design of a small object made of glass for the urban environment. At the same time, a special feature is the conditions of the educational process in the Russian art university, with a target audience of foreign trainees for a limited period of time of 72 classroom hours. The work consistently sets out the essence of methodical tasks aimed at the disclosure of opportunities of students, their knowledge and practical skills in the creation of three-dimensional objects from a given material in a short period of time. The method of this study is based on the analysis of the results of work performed by students, tracking the effectiveness and efficiency of this method. The scientific novelty of the research is the search and selection of methodological problems that can be solved by students in a limited period of study. This restriction is consistent with the spirit of the modern rhythm of the creative process, and mobilizes and activates the artistic potential of the student-designer to solve creative problems.


Keywords:

teaching methods, design education, building materials, glass, layout, collage, design, art object, internship, installation


В подготовке художника–проектировщика теоретические знания и практический опыт являются важными звеньями в передаче конструктивных, функциональных и художественных свойств различных строительных материалов.

Эффективная работа с материалами подразумевает под собой глубокие знания качеств и свойств материала, навык работы с ним в ходе проектирования и воплощения проектных замыслов как в архитектурной практике, так и в сфере декоративно-прикладного искусства.

Новый жанр ландшафтного стекла, используемого во внешней окружающей среде, формировался в контексте развития студийного авторского стекла, в свою очередь, тесно связанного с общемировым движением, получившим название «Glass Studio movement». Художественный смысл этого процесса заключается в сугубо экспериментальном характере поисков авторского стиля, в стремлении найти современные средства выражения. В процессе творчества радикально меняются принципы формотворчества, расширяются границы жанра, по-новому осознается пластическая природа образа. В искусствоведческой литературе, освещающей искусство настоящего технотронного века, ландшафтное стекло и керамика остаются мало замеченными, вероятно в силу того, что художественная специфика жанра еще не определилась. Тем не менее, эта форма творчества привносит решительные перемены в формирование новых смыслов художественно-пластических образов в декоративном искусстве. [2]

В настоящей статье рассмотрим авторскую методику преподавания учебной дисциплины проектирования арт-объекта из стекла для размещения в сложившейся городской среде, апробированную в Красноярском государственном институте искусств (на кафедре «Дизайн среды») с целевой аудиторией стажеров из Китайской Народной Республики – студентов Хулунбуирского института. Задача была усложнена условиями сжатого времени стажировки студентов, в структуре которой овладению учебной программы указанной дисциплины было отведено ограниченное время в 72 часа.

Экспериментальная методика преподавания указанной проектной дисциплины направлена на раскрытие возможностей обучающихся, их знаний и практических умений в создании объемно-пространственных объектов из заданного материала, в данном случае, стекла, в сжатые сроки.

При прохождении стажировки студентами в течение всего периода обучения учебные задачи выстраивались в последовательность постепенно усложняющихся заданий – от разработки палитры структурных свойств материала до организации объёмно-пространственных макетов. Приводим примеры подобных заданий:

Этап 1. Теоретическое предпроектное исследование. Тема: стекло.

Подбираются аналоги, изучаются современные возможности обработки стекла, при использовании которых могут проявиться новые свойства художественной выразительности стекла. Из различных источников – книг, журналов, интернет–источников осуществляется подбор наиболее интересных вариантов использования стекла в интерьере.

Теоретическое исследование включает следующие разделы:

– основные виды стекла: светопроницаемое и непрозрачное стекло;

– конструкционное и декоративное стекло: цветное, узорчатое, матовое, многослойное, закаленное, витринное, оконное, стеклоблоки, стеклопакеты, профильное;

– основные свойства стекла: отражение, хрупкость, оптические свойства, светопропускание и пр.;

– способы обработки стекла, современные технологии: молирование, фьюзинг, мультиплекс;

– возможности химической и механической обработки стекла. Химическое воздействие: красители, осветлители, обесцвечиватели, глушители, окислители, восстановители; травление, матирование стекла; механическая обработка стекла включает пескоструйную, ультразвуковую, резку, шлифование, гравирование;

– основные способы крепления, соединения стеклянных деталей: склейка, металлические крепления и др. (рис. 1).

Этап 2. Создание художественно-выразительной палитры тектонических свойств материала.

Для полноты раскрытия авторской идеи разрабатывается индивидуальная палитра графических средств и приемов, с помощью которых важно максимально достоверно передать цвет, текстуру материала в разных физических состояниях. Палитра подразумевает под собой изображенные в рисунке на планшете наиболее выразительные поверхностные характеристики стекла, такие как рифленое стекло, обработанное пескоструйной технологией, битое стекло и пр. Также требуется изучение узлов, креплений деталей из стекла, варианты соединительных элементов – для понимания возможностей монтажа арт-объекта в процессе реализации. Изображенные карандашом текстуры компонуются на планшет (рис. 2).

Этап 3. Выполнение поисковых эскизов-макетов на основании собранного материала по заданной теме.

На данном этапе акцентируется внимание на гармоничном соединении функционально–конструктивных и декоративных свойствах материалов. В процессе поиска формы и образа стажер использует широкий спектр выразительных эстетических и художественных свойств изучаемого материала, наиболее активно выявляющих его пластические, конструктивные и декоративные особенности. При изготовлении макета происходит моделирование проектно–практической ситуации, где стажер получает представление о роли материалов, как неотъемлемой составляющей художественного замысла, а также учится применять материалы для конкретных условий с учетом поставленных задач, с соблюдением необходимых требований.

Оперируя набором найденных в предыдущем задании эстетических характеристик, обучающийся по средствам макетирования из бумаги и картона предпринимает попытку добиться яркого эмоционального выразительного образа объекта и параллельно развивает объемно-пространственное мышление, сопоставляя объемы и плоскости проектируемого объекта, выбирая масштаб и гармонизируя пропорции (рис. 3-9).

Этап 4. Выход на итоговый вариант графического представления (подачи) проектного предложения в соответствующем масштабе и материале. Формирование графического представления (подачи) проекта.

На данном этапе ставится методическая задача сформировать на базе освоения макетной технологии трехмерного моделирования итоговый макет и обработать его фотоснимки с помощью растровой графики в компьютерных программах для более наглядной реализации своих проектных замыслов в области создания объектов предметно–пространственной среды.

При этом важно показать объект во взаимосвязи с архитектурно–пространственным качеством среды, для которой он спроектирован. Для этого делается подборка потенциально подходящих пространств, из которых утверждается наиболее целесообразное. На графических листах в технике коллажа студент изображает фотомонтаж проектируемого объекта в архитектурной внешней или интерьерной среде (рис. 10-14). Графическое представление (подача, экспозиция) проектного предложения снабжается ортогональными проекциями объекта или развертками для более наглядной передачи масштаба и структуры разрабатываемого объекта.

Вывод. Таким образом, последовательно изложенные методические задачи конкретной учебной программы дизайн-проектирования объекта из стекла для городской среды, предназначенной для освоения в сжатые сроки, направлены на раскрытие возможностей обучающихся, их знаний и практических умений в создании объемно-пространственных объектов из заданного материала в сжатые сроки.

Итоги реализации данной учебной программы предполагают следующие результаты:

систематизация знаний и навыков студентов по работе со «строительным» материалом;

активизация познавательной деятельности обучающихся и развитие их креативного мышления;

оптимизация учебного проектного времени за счет увеличения теоретических знаний и замещения этапов 3D (объемного компьютерного) моделирования макетированием.

Каждый блок заданий направлен на изучение технологии работы с материалом, раскрытие его структурных качеств, накопление авторских методов обработки материала и возможностей применения в художественном проектировании.

Рис. 1. Пример оформления пояснительной записки; автор – стажер Лю Ян

Рис. 2. Пример оформления результатов исследования палитры тектонических свойств материала; авторы – стажеры из Хулунбуирского института

Рис. 3-9. Пример поисковых макетов; авторы – стажеры из Хулунбуирского института

Рис. 10. Графическая экспозиция проекта; автор – стажер Лю Ян

Рис. 11. Графическая экспозиция проекта; автор – стажер Ци Сяохань

Рис. 12. Графическая экспозиция проекта; автор – стажер Сюй Тяньцы

Рис. 13. Графическая экспозиция проекта; автор – стажер Ая Юньсяо

Рис. 14. Графическая экспозиция проекта; автор – стажер Ван Цзехуй

References
1. Karpova M. V. Installyatsiya kak rezul'tat integratsionnykh techenii v obrazovatel'nom protsesse // Innovatsii v dizaine i dizain-obrazovanii / Rossiiskii gos. professional'no-pedagogicheskii un-t. Ekaterinburg, 2017. S. 68–75.
2. Kazakova L. V. Landshaftnoe steklo kak forma dialoga s prostranstvom // Iskusstvo Evrazii. 2018. №2(9). S. 124–134.
3. Tkachev V. N. Arkhitekturnyi dizain (funktsional'nye i khudozhestvennye osnovy proektirovaniya): uchebnoe posobie. M.: Arkhitektura-S, 2006. 352 s.
4. Glass Houses= Steklyannye doma: [Steklo v arkhitekture sovremennogo zhilishcha]. New York Collins Design, 2006. 190 s.
5. Bartashevich A. A. Konstruirovanie mebeli: uchebnoe posobie. Minsk, 2006. 335 s.
6. Baier V. E. Materialovedenie dlya arkhitektorov, restavratorov, dizainerov. M., 2009. 250 s.
7. Gorbunov G. I. Osnovy stroitel'nogo materialovedeniya (sostav, khimicheskie svyazi, struktura i svoistva stroitel'nykh materialov): uchebnoe posobie. M., 2012. 167 s.