Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Culture and Art
Reference:

Bone Carving in Folk Artistic Tradition of the North

Korol'kov Sergei Vladimirovich

post-graduate student of the Department of Ethnocultural Research at Institute of Peoples of the North, Herzen State Pedagogical University of Russia

629008, Russia, Tyumenskaya oblast', g. Salekhard, ul. Respubliki, 71, kv. 199

oshalevshii_man@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0625.2018.8.27066

Received:

06-08-2018


Published:

03-09-2018


Abstract: The subject of the research is the bone carving as a folk artistic tradition. The rationale of the research is caused by the fact that the author analyzes the role of the bone carving tradition in the artistic activity of human. According to the author, this is the artwork that demonstrates human's ability to challenge the world seeking for beauty and harmony. Korolkov pays special attention to the definition of 'folk artistic tradition' because this is what creates traditions as a universal means of preservation of ethnic messages, values and identity. Moreover, folk artistic tradition has become the mechanism of preservation and trans-generation transfer of a combination of expressive means (word, colour, material, etc.) and aesthetic views and values of Northern nations. The author analyzes such aspects of the topic as the function of bone carving as to develop the surroundings. Based on the example of archeological excavations, the author demonstrates that bone carving is one of the oldest arts of the Russian North people. The author also describes the succession of bone carving masters in Northern bone-carving schools and institutional forms of culture. Thus, bone carving is becoming one of the factors of involvement into folk artistic traditions through generations and creates artistic aesthetic and moral ideas of the surroundings of Northern peoples. 


Keywords:

folk art tradition, carving, bone carving, the peoples of the north, bone carving art, phenomenon of national traditions, culture, cultural heritage, art, craft


Введение

Понятие «народная художественная традиция» в научной литературе употребляется достаточно редко. В то же время феномен народной художественной традиции стал объектом исследования в многочисленных работах, связанных с научными направлениями, отражающими практически все виды деятельности человека. Поэтому важно исследовать роль традиций, связанных с художественной деятельностью человека, так как именно в художественном творчестве особым образом выражается способность человека к освоению мира в поисках красоты и гармонии. Современная наука использует множество дефиниционных интерпретаций. В основном эта терминология используется в фольклористике и педагогике в сочетании с понятием «народная традиция» – К. В. Чистов [22], в работах Т. В. Емельяновой [6], О. В. Фроловой [24]. В ряде работ используются понятия: «этническая художественная традиция» – Л. И. Нехвядович [17], «художественная традиция» – А. А. Каменский [7], Л. М. Немченко [16], «культурная традиция» – А. С. Запесоцкий [4] и др. В культурологическом исследовании резьбы по кости как феномена народных художественных традиций, используется междисциплинарный подход, дающий возможность применять методы разных наук.

Традиция

Для понимания смысла понятия «народная художественная традиция» необходимо рассмотреть понятие «традиция», имеющее множество коннотаций. Понятие «традиция» широко используется в современной литературе и по смыслу, (имеет единое мнение у всех ученых), несмотря на некоторые разночтения, традиция рассматривается, прежде всего, как «передача наследуемого опыта». Опытным путем человек сформировал основные смыслы и ценности духовного, материального, социального и художественного мира культуры.[20]. Традиция, транслирующая накопленные знания в процессе развития культуры, становится основным инструментом в сфере бытия культуры, сохраняющим совокупность достижений человека с момента осознания им смысла и сущности своей деятельности. При этом традиция работает и как внутренняя система сохранения целостности этноса, она выступает, как «…продуктивный тип связи между культурами, когда старое переходит в новое и активно работает в нем» [4, с.74]. Традиция как универсальный механизм сохранения смыслов, целостности и идентичности создает возможность устойчивого развития этноса. Традиция стабилизирует обыденную жизнь на уровне ментального освоения окружающего пространства, когда в процессе трансляции создаются устойчивые представления о мироустройстве. Вследствие этого, сохраняется этническая специфика традиций на основе сложившейся и развивающейся сферы бытия культуры.

Художественная традиция

Важную роль играют традиции, связанные с художественной деятельностью человека, так как именно в художественном творчестве особым образом выражается способность человека к освоению мира в поисках красоты и гармонии. В традиционной культуре художественная традиция отражает целостность этноса, сохраняя эстетические представления о прекрасном в гармонии с природой. Художественная традиция через язык и прикладное искусство передает представления о мироустройстве, формируя мировоззренческие универсалии, транслируемые в народной художественной культуре и искусстве. Искусство рассматривается как часть культуры [15], где преемственность художественной традиции формирует этнические ценностные ориентиры культуры и искусства, которые в процессе истории преобразуются, подвергаясь научно-технологическим инновациям, но в то же время сохраняют то, что можно назвать художественно-эстетической идентичностью этноса.

Опыт и преемственность в культуре этноса создает особые условия для репродуктивного формирования художественной традиции. Художественная традиция, изменяясь, не теряет своей внутренней этнической сущности в декоративно-прикладном искусстве. Несмотря на появление высокотехнологичных инструментов и материалов традиционное, прикладное искусство остается востребованным как средство сохранения современной идентичности этносов.

В педагогическом процессе обучения в высших учебных учреждениях используются образовательные технологии, направленные на сохранение народных художественных традиций. Например, в институте народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена постоянно проводятся практико-ориентированные занятия по декоративно-прикладному искусству и художественным промыслам народов Севера. [14] Также и в других вузах проводится, в частности, обучение художественной резьбе по кости. [5;9;18].

Народная художественная традиция

Сегодня активно пропагандируются и создаются формы и инструменты культуры, ориентированные на сохранение наследия народной художественной культуры, в том числе народной художественной традиции. Опираясь на научные труды, мы предлагаем следующее определение понятия: народная художественная традиция – это механизм сохранения и трансгенерационной передачи совокупности художественных средств (слово, цвет, материал и т.д.) и эстетических представлений и ценностей этносов.

Мир культуры в процессе эволюции постоянно обрастал предметами, вещами, в которых отражаются этнорегиональные особенности культуротворчества. Вещь в «определенных геоклиматических условиях», наполняясь смыслом, «…становится «посредником» в культуре» [23, с.111]. Вещь как посредник между сакральным миром природы и миром культуры приобретает смысл, облаченный в художественную форму, при этом вещь сохраняет практическую функцию. В вещном мире культуры предметы приобретали не только бытовые функции, но и художественно-эстетические создавая атмосферу народной художественной культуры, воплощаясь в народных художественных традициях. В том числе и в продуктах художественной резьбы по кости. Художественная резьба по кости в народной художественной традиции выполняет определенные функции по освоению окружающего пространства. Это функции творческая, эстетическая, преобразующая и утилитарно-практическая (бытовая).

Резьба по кости

Резьба по кости является одним из самых древних видов искусства северных народов России, что подтверждается многочисленными археологическими раскопками. Артефакты резьбы по кости в северных регионах при археологических раскопках датируется примерно 1-2 тыс. до н. э. Речь идёт, в частности, о результатах археологических изысканий на Чукотке [21], раскопках городища Усть-Полуй на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. [1]. Во всех северных регионах археологические экспедиции показали многообразие изделий из кости и художественной резьбы по кости. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже в древности человек стремился к художественно-эстетическому преобразованию окружающего мира культуры.

Таким образом, в северных регионах сложилась устойчивая система народных художественных традиций, основанных на особенностях традиционных культур, их хозяйственной деятельности, обусловленной географическими и территориальными условиями жизнедеятельности этносов. Резьба по кости как часть народной художественной традиции сохраняет культурные особенности, ярко выраженные в косторезных школах северных народов.

Северные косторезные школы

Наиболее известные из действующих сегодня школ художественной резьбы по кости – Ямальская школа [10], Холмогорская школа [8], Тобольская школа [11], Чукотская школа [21], Якутская школа [18]. Возрождается резьба по кости и в других северных регионах России, в частности Таймырское косторезное искусство. [13].

Северные мотивы присутствуют во всех косторезных школах, вместе с этим они отличаются стилем исполнения и художественным языком, выражающим особенности эстетических представлений этносов об окружающем мире. Современные мастера косторезного искусства на уровне этногенеза сохраняют самобытность северных школ в интерпретации своих произведениях. Художник-косторез на базе сложившихся этноментальных стереотипов воплощает в художественном образе чувственно-эмоциональное, творческое видение Севера, что, собственно, и создает стилевую характеристику и определённое единство северного косторезного искусства. В традициях косторезного искусства изделия выражают особое единство с природой. Резьба по кости отражает своеобразную эстетику и этику северного «природоцентризма», присущего всем видам народной художественной традиции.

Косторезные школы относятся и к народным художественным промыслам. Кость в древней культуре северных народов была естественным материалом для изготовления повседневных вещей, предметов быта. Кость как природное сырье требует специальных инструментов и оборудования, которые исторически в северных регионах создавались из таких же природных материалов, а в дальнейшем из металла. Костяные предметы требуют особого мастерства, на основе которого рождается художественная обработка и создается произведение искусства. Декоративное украшение кости диктуется формой и пластикой изделия, орнаментальная композиция определяется спецификой материала, текстурой и техникой выполнения. Северная резьба по кости отличается своими сюжетными композициями, тематическими планами, техникой исполнения и декоративными элементами. Несмотря на современные изменения костных материалов, художественных приемов, технологических средств, резьба по кости на Севере сохраняет особенности народной художественной традиции.

Институциональные формы культуры

Сегодня изделия из кости практически исчезли из повседневной культуры, так как исчезают народные промыслы и производство. Только некоторые институциональные формы, отдельные школы, центры молодежного досуга или другие институции существуют усилиями местных энтузиастов. Все меньше становится народных мастеров и умельцев, художников – косторезов. Молодое поколение в современных условиях не стремится к освоению профессии, не имеющей, на их взгляд, будущего, потому-что экономически косторезное искусство не может выдержать современной рыночной конкуренции. В большей степени косторезное искусство передается единичным представителям молодого поколения, интересующимся народными промыслами и косторезным искусством. Поэтому без материальной поддержки со стороны государства существует и даже усиливается угроза утраты резьбы по кости северных народов.

Несмотря, на негативные прогнозы, сегодня существующие институциональные формы, сохраняют народные художественные традиции. Социальные учреждения культуры и искусств, образовательные институты, дополнительные формы культуры досуга. К ним относятся средне-специальные образовательные учреждения, высшие образовательные учреждения, научно-исследовательские объединения, музеи, библиотеки, дома творчества, дома культуры и т.д. Во всех институциональных образованиях создаются структуры для сопровождения разнообразных мероприятий, конференций, семинаров, лекториев, практических занятий и т. д.

Практическое обучение резьбе по кости встречается достаточно редко, так как в большинстве случаев технологические возможности и оборудование помещений не позволяет вести регулярные занятия. Поэтому главной задачей северных косторезных школ является не только обучение резьбе по кости для сохранения народной художественной традиции, но и вовлечение людей в мир косторезного искусства, сохраняющего приобретающие общечеловеческий смысл художественно-эстетические и нравственные ценности живущих в гармонии с природой северных народов.

Выводы

Народная художественная традиция является одним сложнейших механизмов, сохранения целостности и идентичности этноса в современной культуре России. Художественная резьба по кости становится одним из факторов приобщения к народным художественным традициям, передавая от поколения к поколению и формируя художественно-эстетические и нравственные представления об окружающем мире. Народы, не имеющие прошлого, утрачивают настоящее и не имеют будущего, поэтому важно использовать все доступные средства для развития северного косторезного искусства. Сегодня стремление народов к собственной идентичности, к сохранению своего индивидуального лица в ситуации наступления нивелирующей этнонациональное своеобразие и неповторимость культур глобализации, обуславливает необходимость развития институциональных форм сохранения резьбы по кости и экономической поддержки государства северных косторезных школ. Это необходимо для сохранения культурного и этнического многообразия России как одной из главных её отличительных цивилизационных особенностей.

References
1. Aleksashenko N.A. Ust'-Polui: tekhnika khudozhestvennoi rez'by po kosti // Ural'skii istoricheskii vestnik. 2006. № 14. S.105-117.
2. Baller E.A. Preemstvennost' v razvitii kul'tury. M.: Nauka, 1969. 292 s.
3. Borodovskii A.P. Kostoreznye zagotovki Ust'-Poluya (po materialam issledovanii 2006-2011 gg.) // Arkheologiya Arktiki. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 80-letiyu otkrytiya pamyatnika arkheologii «Drevnee svyatilishche Ust'-Polui». Ekaterinburg: «Delovaya pressa» 2012. S. 30 – 35.
4. Zapesotskii A.S. O sushchnosti kul'turnoi traditsii // Kul'turologiya Dmitriya Likhacheva. 2-e izd. SPb.: SPbGUP, 2012. S. 74-92.
5. Varentsova L.Yu., Seleznev F.A., Shkurova A.A. Khudozhestvennaya rez'ba po kosti // Istoriya narodnykh khudozhestvennykh promyslov i remesel Nizhegorodskoi oblasti dlya studentov NNGU, obuchayushchikhsya po napravleniyu podgotovki 030400 "Istoriya". [F. A. Seleznev i dr. ; nauch. red.: F. A. Seleznev] ; Pravitel'stvo Nizhegorodskoi obl., M-vo podderzhki i razvitiya malogo predprinimatel'stva, potrebitel'skogo rynka i uslug Nizhegorodskoi obl., Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu, Nizhegorodskii gos. un-t im. N. I. Lobachevskogo. Nizhnii Novgorod, 2011. S. 98-115.
6. Emel'yanova T.V. Formirovanie dukhovno-nravstvennykh kachestv podrostkov v protsesse priobshcheniya k kul'turnym narodnym traditsiyam: dis. na soisk. uch.st. k.ped.n. Tol'yatti. 2006. 199 s.
7. Kamenskii A.A. O smysle khudozhestvennoi traditsii // Sovetskoe iskusstvoznanie. M.: Sovetskii khudozhnik, 1983. Vyp. 1. S. 202-244.
8. Karataieva N.F. Istoriya kholmogorskoi rez'by po kosti // Iskusstvo i obrazovanie. 2010. № 4. S. 12-17.
9. Kolobov V.N. Formirovanie professional'nykh kompetentsii studentov v oblasti khudozhestvennoi rez'by po kosti na proizvodstvennykh (prakticheskikh) distsiplinakh // Mir nauki, kul'tury, obrazovanie. 2017. № 6 (67). S. 247-249.
10. Korol'kov S.V. Traditsii severnoi rez'by po kosti u sovremennykh masterov // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 4(18). S.71-75.
11. Kudinova O.S., Belov M.S. Istoriya razvitiya Tobol'skoi rez'by po kosti // V mire nauchnykh otkrytii. 2012. № 11. S. 191-201.
12. Libakova N.M. Formirovanie pozitivnoi etnicheskoi identichnosti indigennykh narodov posredstvom dekorativno-prikladnogo iskusstva (rez'ba po kosti) // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1-1. Elektronnyi nauchnyi zhurnal. Rezhim dostupa: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18640
13. Lomanova T.M. Reznaya kost' Taimyra: vozrozhdenie promysla // Kul'turnoe nasledie Sibiri. 2016. № 2. S. 173-183.
14. Nabok I.L., Resnais E.S., Sharifullina V.V. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i khudozhestvennye promysly narodov Severa v obrazovatel'nom protsesse instituta narodov Severa // Severovedcheskaya nauka i obrazovanie v perspektive XXI veka materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 75-letiyu Instituta narodov Severa. Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. A.I. Gertsena. SPb. 2006. S. 146-151.
15. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tury. M.: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1983. 343 s.
16. Nemchenko L.M. Khudozhestvennaya traditsiya: sushchnost' i funktsionirovanie: avtoref. dis. na soisk. uch.st. k.filol. nauk. Sverdlovsk. 1987. 21 s.
17. Nekhvyadovich L.I. Etnicheskaya khudozhestvennaya traditsiya kak kategoriya teoreticheskoi istorii iskusstv // Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 2-2. S. 148-151.
18. Petrova A.G. Traditsionnaya rez'ba po kosti: k probleme sravnitel'nogo analiza Chukotskoi i Yakutskoi shkol // Traditsionnaya kul'tura kochevykh narodov v sisteme khudozhestvennogo obrazovaniya : materialy nauchno-tvorcheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, 22 marta 2014 g., g. Yakutsk / M-vo kul'tury Ros. Federatsii, Arkt. gos. in-t iskusstv i kul'tury, M-vo obrazovaniya, kul'tury i nauki Mongolii, Mongol. gos. un-t kul'tury i iskusstv, M-vo kul'tury i dukhov. razvitiya Resp. Sakha (Yakutiya) ; [redkol.: S. S. Ignat'eva, kpn i dr.]. Yakutsk: AGIIK, 2014. S. 143-151.
19. Rodionov G.N. Istoki formirovaniya kostoreznogo iskusstva i remesla yakutov // Nauka i obrazovanie. 2008. № 4. S. 124-126.
20. Sanzheeva L.V. Smysly traditsii v kul'ture // Traditsii v sovremennom mire: kul'tura, iskusstvo, ekonomika: sbornik nauchnykh statei / Pod obshch. red. L.V. Sanzheevoi. Sankt-Peterburg, 2012. S. 3-14.
21. Tishkov V.A. Tundra i more. Chukotsko-eskimosskaya rez'ba po kosti / Opisanie predmetov Yu.A. Shirokova, V.A. Tishkova. Foto M.B. Leibova. M.: Indrik, 2008. 160 s., il.
22. Chistov K.V. Narodnye traditsii i fol'klor. L.: Nauka, 1986. 303 s.
23. Chukurov A.Yu. Evolyutsiya veshchi v kul'turnom prostranstve stran Severnoi Evropy // Obshchestvo. Sreda. Razvitie. 2014. № 1 (30). S. 111-115.
24. Frolova O.V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya u mladshikh shkol'nikov interesa k narodnym traditsiyam v protsesse igrovoi deyatel'nosti: dis. na soisk. uch.st. k.ped.n. Chelyabinsk, 2002. 200 s.