Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Urban Studies
Reference:

Intensive weeks of color in professional training of the architects

Veber Ral'f

Professor, the department of Design of Spatial Environment, Technical University of Dresden (Germany)

D-01062, Germaniya, g. Dresden, ul. Zellescher Weg, 17, of. B 323

ralf.weber@tu-dresden.de
Other publications by this author
 

 
Griber Yuliya Alexandrovna

Doctor of Cultural Studies

Professor, Director of Color Laboratory at Smolensk State University

214000, Russia, Smolensk region, Smolensk, Przhevalskogo str., 4

y.griber@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2310-8673.2018.2.25898

Received:

31-03-2018


Published:

18-04-2018


Abstract: The object of this research is the architectural color didactics – the theory of systems and methods of professional coloristic training in the architecture universities. The goal of the article consists in presentation of the unique course of coloristic training of the architects, developed in the Technical University of Dresden (Germany). The authors meticulously reviews the stages of approbation and improvement of the proposed didactical model. Particular attention is given to analysis of content of the course, as well as determination of the key technological conditions, regarding the formation of a set of competences and skills in working with the color in terms of designing the environmental objects by architects. Methodological foundation for the conclusions and generalizations consists in the system-structural consideration of the conceptual and technological peculiarities of implementation of the intensive weeks of color into the professional training of architects. The scientific novelty consists in expansion of the framework of scientific-methodological substantiation of the comprehensive system of exercises in development of perception of the color alongside its application in the design of environment. The results of analysis carry practical and theoretical value, and will contribute to the further comprehension of architectural education in the world.


Keywords:

colour, colour didactics, teaching colour, education of architects, architecture, didactic concept, education program, higher professional education, colour design, teaching methods


Введение

В условиях модернизации и меняющейся парадигмы высшего архитектурного образования одной из главных научно-методических проблем является поиск способов реализации нового социального заказа общества в принципиально новых образовательных программах и дидактических моделях [1, 2].

Поскольку современная архитектурная деятельность непосредственно связана с использованием цвета, а проектирование колористики архитектурных объектов составляет важную часть общей системы художественного и архитектурно-градостроительного проектирования [3], необходимое переформатирование затрагивает научно-методические основы архитектурной цветодидактики – теории систем и методов профессионального обучения цвету в вузах архитектурного профиля (см. подробнее: [4, 5]).

В последние десятилетия под влиянием повышающихся требований к «цветокомпетентности» выпускников [6, c. 93], в методике обучения цвету архитекторов наметились заметные и важные изменения. Произошло осознание того, что обучение владению цветом нельзя сводить к теоретическим постулатам и заучиванию готовых «рецептов» по их применению [7], оно должно носить целостный теоретико-практический характер, а формирование колористического восприятия и цветовоспроизведения будущих архитекторов должно существенным образом отличаться от профессиональной подготовки специалистов других направлений [8–10].

В результате архитектурная цветодидактика, которая как комплексная междисциплинарная отрасль художественной педагогики выросла из цветодидактики живописи и была адаптирована к нуждам архитектурной профессии (см., напр.: [11]), значительно расширила рамки научно-методического обоснования комплексной системы упражнений по развитию восприятия цвета и его использования в дизайне окружающей среды. Вместе с тем, работа в направлении совершенствования архитектурной цветодидактики до сих пор сохраняет свою актуальность. Поиск новых методов и способов обучения архитектурной колористике не завершен и требует дальнейшего анализа механизмов социализации цвета в процессе направленного профессионального обучения архитекторов.

В этой связи особый интерес представляет анализ научных и методических достижений архитектурного образования разных стран. Модели профессионального образования архитекторов, которые выделяются в зарубежной педагогике (англо-американская, французская, немецкая и др.) (см. подробнее: [12]), заметно различаются по степени развития методического обоснования обучения цвету и возможности его «переноса» в другую педагогическую культуру. Наиболее активные процессы формирования инновационных идей в области колористической подготовки в архитектурном дизайне характеризуют немецкую модель. Максимальная интеграция цветовых исследований в учебный процесс, которой отличается эта модель архитектурного образования, становится мощным катализатором для развития авторских программ подготовки архитекторов, которые хорошо подходят для репродукции апробированного опыта в мировую практику.

Цель статьи заключается в том, чтобы представить уникальную авторскую программу колористической подготовки архитекторов «Интенсивные недели цвета», разработанную под руководством профессора Р. Вебера в Техническом университете Дрездена (Германия). В задачи статьи входит анализ содержания предлагаемой программы и определение основных технологических условий по формированию комплекса умений и навыков работы с цветом при проектировании средовых объектов у архитекторов. Методологическим основанием для выводов и обобщений служит системно-структурное рассмотрение авторской дидактической модели. Результаты обсуждения особенностей и педагогических последствий введения интенсивных недель цвета в профессиональное обучение архитекторов имеют как практическую, так и теоретическую значимость и будут способствовать дальнейшему осмыслению архитектурного образования в мире.

Этапы разработки программы

Разработка, апробация и совершенствование предлагаемой программы архитектурной цветодидактики проводились в течение 2010–2018 годов в условиях естественного образовательного процесса и осуществлялась в два этапа.

На первом этапе(2010–2011) разрабатывалось методологическое обоснование содержания и структуры программы.

Отправным пунктом для построения дидактической модели стала мысль о том, что формирование навыков колористического видения и цветовосприятия у архитекторов должно иметь выраженную специфику по сравнению с профессиональной подготовкой художников или дизайнеров. Ключевое отличие умений и навыков, необходимых в работе с цветом архитекторам, заключается в том, что они должны хорошо знать и постоянно учитывать в проектировании и планировании закономерности физиологии и психологии восприятия и передачи цвета в больших пространствах. Исходя из этого, традиционная для художественной педагогики и цветодидактики методологическая основа, включающая научные труды, посвященные физической природе цвета, цветоведению, физиологии и психологии восприятия и передачи цвета, в предлагаемой программе была дополнена анализом механизмов пространственного мышления в цвете, закономерностей психологии и физиологии восприятия цвета в больших пространствах, обсуждением коллективных социально-психологических реакций на пространственное воздействие цвета, а также характеристикой художественно-технических способов и приемов цветовоспроизведения во внутренних и внешних пространствах (см. подробнее: [13–16]).

Второй этап включал в себя реализацию разработанной программы формирования колористического восприятия и цветовоспроизведения в естественных условиях учебного процесса. Апробация модели проводилась в 2012–2018 годах в Техническом университете Дрездена (Германия). Для экспериментальной проверки эффективности курс «Интенсивные недели цвета» был включен в учебный план студентов 1 семестра архитектурного факультета. В процессе апробации модели использовались методы педагогического наблюдения, анкетирования, экспертной оценки, анализа учебных и творческих работ студентов, диагностические задания.

Содержание программы

По своей природе разработанная программа является интегральной и строится на идее укрупнения дидактических единиц за счет модульного представления материала. Программа включает три относительно автономных по содержанию модуля, каждый из которых имеет объем 40 академических часов, рассчитан на неделю непрерывных аудиторных занятий и по своей структуре представляет собой разветвленный набор методических блоков. Вместе модули программы образуют систему, в которой последующие блоки опираются на содержание предыдущих.

Каждый модуль отвечает определенному компоненту содержания и сочетает в себе лекционные и практические занятия, объединенные общей темой.

Первый модуль предполагает знакомство с физическими свойствами цвета. В него входят лекции, посвященные истории развития систем цвета, цветовым сочетаниям и принципам гармонии, цветовым контрастам, физиологическому и психологическому воздействию цвета.

Практическая работа с цветом включает количественный и качественный анализ цветовой структуры материала, изучение хроматических характеристик оттенков с помощью цветовых систем, обсуждение цветовых предпочтений, связанных с цветом ассоциаций и цветовых контрастов (рис. 1).

Рис. 1. Качественный (в центре) и количественный (справа) цветовой анализ

природного материала (слева)

Поскольку важной задачей обучения архитекторов является пространственное мышление в цвете, второй и третий модули программы посвящены именно этому аспекту.

Во втором модуле, используя подготовительные упражнения в качестве базиса, студенты должны разработать и представить собственные проекты цветового решения реальных архитектурных объектов. Они проводят анализ архитектурно-пространственной специфики места строительства, выбирают тему и название для создаваемого проекта, стараясь отразить в ней характер и атмосферу района, предлагают общую художественную концепцию оформления фасада и различные варианты организации композиции.

Дидактической особенностью этого тематического блока программы является повторение всех типов упражнений первого модуля в усложненной форме и применительно к новой практико-ориентированной задаче. С методической точки зрения, такое повторение способствует более прочному закреплению приобретенных навыков работы с цветом. Отправным пунктом для создания цветового проекта становится определение цветовой структуры материала, однако теперь в качестве объекта анализа рассматривается не один предмет, как в первом модуле, а сложный цветовой контекст. Студенты разрабатывают цветовые карты, с помощью которых затем проводят качественное и количественное исследование и описывают хроматические характеристики выделенных оттенков. Для составления цветовой коллекции анализируются связанные с каждым выбранным оттенком цветовые ассоциации. В завершении с учетом теоретических представлений о принципах гармоничности и особенностях воздействия различных типов цветовых контрастов, разрабатывается цветовая композиция и варианты цветовых решений (рис. 2).

Рис. 2. Цветовая композиция (вверху) и цветовое решение фасада (внизу)

Наиболее трудной частью модуля для студентов становится «перенос» проекта цветового оформления фасада из двухмерного пространства в трехмерное. Для презентации разработанных решений используется модель здания (масштаб 1:100), помещенная на демонстрационный стенд, который воспроизводит архитектурно-пространственную специфику места расположения объекта в планировочной структуре города и его колористику. Такой способ представления результата дает возможность одновременно оценивать, насколько хорошо представленное цветовое решение согласуется, с одной стороны, с тектонической структурой здания, с другой – с окружающей средой.

Главной темойтретьего модуляявляетсяизучение цвета в интерьере. Студентам предлагается разработать дизайн помещения с заданными пространственными и функциональными характеристиками (например, мужского клуба, зала переговоров, фитнесс-студии, комнаты ожидания стоматолога, офиса стартап-компании, концептуального магазина, дегустационного зала, помещения для выставки японского фарфора). Работу рекомендуется начать с детальной характеристики социально-демографического профиля потенциального потребителя создаваемого пространства: его пола, возраста, профессии, дохода, стиля жизни. В соответствии с получившимся образом определяется общая идея проекта, выбирается тема и разрабатывается композиционная структура помещения.

Большинство упражнений этого модулямотивируют студентов экспериментировать не только с цветом, но и со светом. Они не получают конкретных предписаний, которые им необходимо выполнить, а должны сами выдвигать гипотезы и, проверяя их, делать выводы о свойствах цветных поверхностей.

В качестве инструмента для подбора материала используется техника коллажа. Разные по размеру, цвету и тематике изображения вырезаются из глянцевых журналов, газет, книг и фотографий и размещаются в определенном порядке для создания необходимого образа. После этого заложенное в коллаже настроение «переводится» в цветовую композицию. Как и в предыдущих модулях оттенки цветовой коллекции определяются с помощью цветовых карт. Структура композиции разрабатывается таким образом, чтобы она повторяла общее цветовое звучание, заложенное в коллаже, не только в качественном, но и в количественном отношении, передавая как хроматические характеристики оттенков, так и особенности их взаимодействия друг с другом. Для презентации результатов используется модель помещения с размерами 6 х 4 х 3 м (масштаб 1:20) (рис. 3).

Рис. 3. Модели дизайна помещений с различными функциональными характеристиками

Технологическое обоснование программы

Предлагаемая программа сочетает в себе несколько педагогических технологий (названия приводятся в соответствии с рекомендациями М. Ю. Олешкова [17], Г. К. Селевко [18]).

Концептуальную структуру определяет технология концентрированного преподавания. В качестве важного фактора повышения эффективности обучения рассматривается укрупнение дидактических единиц за счет модульного построения материала и увеличение общей продолжительности программы до трех недель непрерывных аудиторных занятий. Это, в свою очередь, влечет за собой изменение внутренней логики учебного процесса: при единстве и целостности содержания курса происходит заметный рост количества форм учебной работы. Ежедневная продолжительность занятий составляет 8 академических часов. В первой и во второй половине дня учебный процесс начинается с короткой вводной лекции или лекции-беседы. Практические занятия, предполагающие работу над конкретными объектами изучения, проводятся по группам (до 20 человек). В конце дня проводится заключительная беседа и подводятся общие итоги работы.

В первом модуле используется технология линейного программированного обучения. Предлагаемый для изучения материал делится на небольшие, непосредственно связанные между собой тематические блоки, каждый из которых включает теоретические сведения и короткие практические задания, развивающие понимание физических свойств цвета, природы цветовых ассоциаций и цветовых предпочтений, принципов гармоничности цветовой структуры. Все задания студенты выполняют индивидуально. Проверка правильности выполнения и его оценка производятся немедленно. Если задания выполнены успешно, происходит переход к следующему тематическому блоку.

Во втором модуле для активизации деятельности студентов применяется технология контекстного обучения, предполагающая использование в учебном процессе профессионального контекста и введение в учебные задания элементов профессиональной деятельности архитекторов. Для организации групповой работы студентов над различными проектами курс делится на базовые группы по четыре человека, и каждая группа получает одно и то же задание. Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями и оценками. Создание базовых групп используется для того, чтобы обеспечить взаимную помощь и поддержку. Постоянная принадлежность к микроколлективу дает членам группы ощущение защищенности и включенности в команду. Для проведения групповой работы рабочее пространство в аудиториях организуется с помощью круглых столов. В качестве стимулов активности используются творческий характер деятельности и состязательность. В завершении модуля представленные групповые проекты обсуждаются всеми участниками курса, студентами и преподавателями.

В третьем модуле используются проектно-исследовательские технологии,организующие работу студентов над творческими практико-ориентированными проектами. Каждый проект включает этапы разработки, реализации и презентации результатов и рефлексии. Задания модуля специально составляются как трудные и проблемные, допускающие различные точки зрения и предполагающие несовпадение позиций. Намеренное повышение сложности предлагаемых заданий используется для того, чтобы усилить взаимодействие между участниками группы, научить их сопоставлять свои точки зрения с мнениями других, обсуждать и отстаивать собственные выводы. В ходе выполнения заданий преподаватель принимает попеременное участие в работе групп, стимулируя их к активному поиску и модерируя обсуждение.

Выводы

В целом разработанная программа колористической подготовки представляет собой важный шаг в развитии систем и методов обучения цвету архитекторов.

Экспериментальная реализация программы в течение 2012–2018 годов подтверждает эффективность разработанных содержательных и технологических условий формирования комплекса умений и навыков работы с цветом при проектировании средовых объектов у архитекторов. Педагогическое наблюдение в условиях естественного образовательного процесса архитектурного факультета Технического университета Дрездена, проведенное в 2018 году, показало, что все 128 студентов, прошедших обучение по программе «Интенсивные недели цвета», представили качественные учебные и творческие работы, которые, по сравнению с работами студентов, не участвовавших в программе, отличаются большей логичностью, обоснованностью, глубиной и серьезностью аргументации. В итоговом анонимном анкетировании студенты отметили, что технология концентрированного преподавания помогла им сосредоточить внимание на цвете и максимально углубиться в предмет, а групповая работа над проектами заметно повысила уровень осмысления материала и количество нестандартных решений.

Согласно экспертному заключению, для успешной реализации программы необходимо учесть ряд важных организационных моментов.

Во-первых, концентрированное обучение предполагает заметное изменение соотношения лекционных и практических занятий: лекционные задания при такой модели становятся вспомогательными, а практическое обучение перемещается на первый план. Вследствие этого, размер рабочих групп должен быть небольшим, а организация занятий требует соответствующего материального оснащения.

Во-вторых, оценка навыков происходит непосредственно в процессе обучения, и пропуск даже нескольких дней занятий приводит к серьезному отставанию студентов.

В-третьих, коллектив преподавателей, задействованных в обучении, должен работать в ансамбле, последовательно расширяя рамки научно-методического обоснования комплексной системы упражнений по развитию восприятия цвета и его использования в дизайне окружающей среды.

Несмотря на эти ограничения, введение интенсивных недель цвета в профессиональное обучение архитекторов хорошо подходит для репродукции апробированного опыта. Предлагаемая дидактическая модель получила достаточное теоретическое обоснование (см., напр.: [13–16]), прошла многолетнюю проверку на практике и является универсальной, воспроизводимой, тиражируемой, системной в выборе компонентов, сохраняя управляемость образовательного процесса на основе алгоритмизированной системы педагогических процедур.

References
1. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya-bakalavriat po napravleniyu podgotovki 07.03.01 Arkhitektura. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 8 iyunya 2017 g. № 509.
2. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noi zashchity Rossiiskoi Federatsii ot 4 avgusta 2017 g. № 616n "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Arkhitektor" (zaregistrirovan Ministerstvom yustitsii Rossiiskoi Federatsii 29 avgusta 2017 g., registratsionnyi № 48000).
3. Efimov A., Panova N. Arkhitekturnaya koloristika. M.: BuksMart, 2014. 136 s.
4. Surina M. O., Surin A. A. Istoriya obrazovaniya i tsvetodidaktiki. M.: IKTs "Mart", Rostov n/D: Izd. tsentr "Mart", 2003. 352 s.
5. Surina M. O., Surin A. A. Sistemy koloristicheskoi podgotovki nachala KhKh veka // Inzhenernyi vestnik Dona: elektronnyi nauchnyi zhurnal. 2013. № 3 (26). URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1938 (data obrashcheniya: 17.02.2018).
6. Stepanov A. V. Tsvetodidaktika: problemy i tekhnologiya // Voprosy khudozhestvennogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. Ekaterinburg, 2007. Vyp. 3. S. 92-96.
7. Myshlyaeva O. B., Titov V. A. Aktual'nye kategorii myshleniya dizainera i osobennosti koloristicheskoi podgotovki v vysshei shkole, svyazannoi s problemoi tsvetovoi organizatsii sredy i khudozhestvennym proektirovaniem bytovoi tekhnik // Naukovii vіsnik NLTU Ukraїni. 2013. Vip. 23.18. S. 348-351.
8. Geveiler D. A. Skhodstvo i razlichie prepodavaniya zhivopisi khudozhnikam i dizaineram // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2011. № 129. S. 232-240.
9. Prokhorenko S. V., Mukhacheva V. A. Tsvetovoi analiz i ploskostnoi kharakter izobrazheniya v protsesse obucheniya arkhitektorov i dizainerov // Arkhitekton: izvestiya vuzov. 2013. № 42 (Prilozhenie). URL: http://archvuz.ru/2013_22/80 (data obrashcheniya: 27.04.2017).
10. Algazina N. V. Spetsifika osvoeniya "Tsvetovogo proektirovaniya" v strukture dvukhurovnevoi sistemy vysshego obrazovaniya // Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2016. № 3, Ch. 2. S. 157-160.
11. Valikzhanina S. V. Teoriya i praktika tsveta v istorii khudozhestvennoi pedagogiki // Sovremennye tendentsii razvitiya kul'tury, iskusstva i obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. M.: Pero, 2017. S. 65-74.
12. Kuznetsova N. G., Rakhimova T. A. Organizatsiya arkhitekturnogo obrazovaniya v Rossii i za rubezhom // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2016. T. 6. № 1. S. 113-120.
13. Weber R., Kanthak Th. Teaching color to architecture students // AIC 2011 Interaction of Colour and Light. Proceedings of the Midterm Meeting of the International Color Association. Zürich, 2011. P. 812-815.
14. Weber R. Color in Urban Design-A Didactic Approach to Restoring Color to the City Planning Process // Color in Urban Life: Images, Objects and Spaces. AIC 2016 Interim Meeting. Book of Proceedings / ed. I. C. Ivanovic. Santiago: Asociación Chilena del Color, 2016. P. 104-108.
15. Weber R. Space | Color | Light-Teaching Color in Interior Architectural Design // Being Color with health. AIC Color 2017 Proceedings / ed. by Y. J. Lee, J. Hwang, H. J. Suk, Y. K. Park. Jeju: KSCS 2017. OS08-02.
16. Weber R., Kanthak Th. Teaching colour to architecture students // Journal of the International Colour Association. 2017. No. 17. P. 120-128.
17. Oleshkov M. Yu. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii. Nizhnii Tagil: NGTSPA, 2011. 144 s.
18. Selevko G.K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologii: V 2 t. T. 1. M.: NII shkol'nykh tekhnologii, 2006. 816 s