Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Urban Studies
Reference:

The sum of methods of modern urban anthropology

Koptseva Natalia Petrovna

Doctor of Philosophy

professor of the Department of Cultural Studies at the Siberian Federal University

660041, Russia, g. Krasnoyarsk, ul. Pr. Svobodnyi, 79, of. 4-52

decanka@mail.ru
Other publications by this author
 

 
Sertakova Ekaterina Anatol'evna

Senior Lecturer, Federal Siberian University, Cultural studies department

660049, Russia, Krasnoyarsk region, Krasnoyarsk, Prospekt Svobodniy St., 79, office 452

sertakova_e@mail.ru

DOI:

10.7256/2310-8673.2015.2.16354

Received:

10-09-2015


Published:

17-09-2015


Abstract: The subject of this article are the capabilities of urbanistic anthropology in terms of modern cultural studies. This article considers the problem of effective methodology of contemporary urban studies. Currently, to obtain reliable results in scientific research, it is not enough to use just one method or follow the principles of only one scientific discipline. The most reliable results in urban studies can be obtained by using specific methodological strategies. Methodological strategy of urban anthropology is the specific combination of theoretical and applied research methods. Based on the concepts of city A. Lefebvre the authors developed an integrative methodological strategy for the study of urban space. The modern city is a complex space of social communication. Various objects of city are representative of complex symbolic structures. The content of the symbols of the city can be analyzed through the analysis of representatives, including architectural monuments.


Keywords:

urban anthropology, cultural studies, urban Studies, Henri Lefebvre, methodology, theoretical methods, practices, city, social dynamics, synthetic methodology


Введение. Городское пространство одновременно выступает и материальной средой обитания человека, и абстрактным конструктом его сознания [1; 2; 3; 4]. Его сущность представляется двоичной, реально-иллюзорной, чувственно-сверхчувственной [5; 6]. Специфику пространства конкретного города, по мнению А. Лефевра, можно определить, обратившись к рассмотрению его производства и репрезентации [7; 8]. Причем, если производство является процессом достаточно сложным для наблюдения и анализа, то с его продуктами – репрезентантами дело обстоит куда проще.

Репрезентация как промежуточный элемент производства и потребления пространства в снятом виде содержит в себе всю основную информацию о крайних точках лефеврской триады. Вследствие этого наиболее эффективным путем познания пространства, на наш взгляд, выступает исследование именно его репрезентантов.

Как понятие «репрезентация» предполагает существование разных значений и трактовок. Так, в английском языке глагол «to represent» [9] означает «располагать перед», что позволяет сделать предположение о понимании репрезентации как о постановке и наблюдении некой противолежащей вещи. Французское слово «representatif» переводится на русский язык как «характерный», «показательный», «представление», то есть как некое явление сущности оригинала - первообраза, учитывающее его основные свойства и характеристики.

Репрезентация или «ре-презентация» может быть рассмотрена как нечто, замещающее оригинал, делающее его доступным для понимания, разъясняющее, воспроизводящее представление. То есть, можно сказать, что данный термин употребим в том случае, когда дается информация о целом через посредника-представителя, который связан с этим целым причинными связями. Как отмечает исследователи В.И. Жуковский и Н.П. Копцева: «репрезентация является способом освоения человеком сверхчувственного мира посредством оперирования чувственным материалом» [10; 11].

В качестве эталонных репрезентантов, сочетающих в материальном воплощении чувственно-явленную сущность, ряд исследователей (М.А. Лифшиц, Э.В. Ильенков, А.Я. Пономарев, А.В. Соколов, В.И. Жуковский, Н.П. Копцева и т.д.) видят произведение искусства. Отсюда социально-философский анализ городского пространства будет базироваться на рассмотрении его репрезентантов - произведений архитектуры. Именно от них, по мнению диссертанта, во многом зависит специфика городского пространства, в котором можно обнаружить как универсальные закономерности, так и значительное своеобразие рассматриваемой среды.

Система городской репрезентации достаточна сложна. Уже А. Лефевр упоминал, что ее можно рассматривать как своего рода «текст». Восприятие репрезентантов города сопряжено столкновением человека с множеством разнообразных сообщений, транслируемых архитектурными сооружениями, памятниками, улицами, скверами и прочими объектами городской среды. Репрезентанты городского пространства повествуют о картине мира его жителей, отражая в своем облике доминирующие концепты, образы и оценки, и при этом позволяют создавать новое видение мира, новые образы и оценки. Именно репрезентанты ответственны за создание воображаемого наполнения пространства. З.И. Резанова, например, пишет, что архитектурные сооружения всегда наделяются статусом языковых средств и выступают материальными носителями мифов, которые влияют на построение текста города [12; 13; 14; 15]. Архитектурная застройка обладает смысловым содержанием, это определенного рода текстовый материал [16, с.57], информационная система, представленная в предметной реальности [17; 18].

Таким образом, город можно «читать», осуществлять «прогулку по тексту», погружаться в его письмена, интерпретировать его содержание. И подобная интерпретация может осуществляться с различных позиций, с нескольких разнообразных точек зрения [19; 20]. Данная констатация факта требует выработки собственной методологической стратегии прочитывания текста городского пространства, стратегии, которую возможно применить на практике.

Что такое «методологическая стратегия». Понятие «методологическая стратегия», встречается в работах А.А. Семеновой [21; 22], и успешно применяется в ряде других гуманитарных исследований (Н.М. Либаковой [23; 24], К.В. Резниковой [25; 26;], В.С. Лузаном [27; 28; 29], В.И. Кирко [30; 31; 32], Н.Н. Середкиной [33; 34], А.В. Кистовой [35], Н.Н. Пименовой [36], М.А. Колесник [37] и др.) подразумевает под собой схему действий, которая будет эффективна при достижении цели исследования. Это процесс обращения к специально отобранным междисциплинарным методам и подходам. Продуктивность использования методологической стратегии во многом определяется возможностью увидеть предмет исследования с новых граней или по-иному подойти к работе с методами.

Исследование городского пространства может быть осуществлено благодаря правильному выбору рабочего инструментария. Предельно обобщая можно говорить о трех типах методов городского исследования: теоретических, прикладных и синтетических.

Теоретические методы изучения городского пространства связаны с обобщением и систематизацией научных идей социологов, географов, философов и т.д., повлиявших на формирование современной урбанистики. Данные методы ориентированы преимущественно на выработку категориального аппарата учения о городе, направлены на определение объекта и предмета изучения, постановку исследовательских задач, формулировку гипотез, разработку научных концепций. Исследовательский поиск осуществляется путем публикации научных статей и через участие в научных дискуссиях. Апофеозом применения теоретических методов является разработка теории города, с четким и логичным изложением мыслей ученого.

Построение учения о городе представляется очень важным для развития научного знания, однако стоит отметить, что сегодня теоретические открытия значительно уступают прикладным исследованиям как по своему количеству, так и по придаваемому им значению.

Прикладные методы в городских исследованиях задействуются для сбора конкретной информации и ее использования для внесения возможных корректив в реальное состояние городского пространства. Практические методы позволяют изучить город в конкретике его качеств и свойств, а также спрогнозировать дальнейшее его развитие. В городских исследованиях данные методы очень часто опираются на методологию смежных научных дисциплин.

1) Так, например, активно используемыми в городских исследованиях выступают методы социологического исследования – анкетирование и интервью [38, c.113]. Стандартный социологический опрос предполагает несколько этапов: 1) постановку цели исследования, составления вопросов с вариантами ответов и системы выборки; 2) пилотный опрос ограниченного количества человек (около 20 респондентов); 3) масштабное проведение анкетирования; 4) обработка данных, полученных в результате исследования, и грамотное построение выводов [39]. В отличие от анкетирования интервью является целенаправленной беседой, обменом взглядами между собеседниками (интервьюером и респондентом) по интересующей теме. Интервью менее формализовано и предполагает получение более качественной информации от небольшого количества человек.

Данные методы предполагают изучение города через призму мнений его жителей, через их пользовательскую оценку качества городского пространства.

2) Близким к социологическим методам является go-along – метод изучения восприятия жителями города путем их пешего передвижения в его пространстве [40]. Данный метод заключается в том, что исследователь вместе с респондентом совершает движение по городу и задает вопросы о том, куда они идут и почему, что видит респондент, как ощущает себя в том или ином месте городской среды. Во время передвижения по городу восприятие пространства обостряется, вскрываются эмоции респондента, его реакция на город и чувства к нему.

3) Анализ восприятия городской среды человеком осуществляется также методом ментального картирования. Данный метод предполагает большую самостоятельность респондента, нежели предыдущий. Человек самостоятельно, по памяти, рисует карту той или иной части городского пространства. Изучая ее, исследователь может понять, какие объекты городского пространства являются более значимыми для жителей, где они чаще всего расположены, а какие места являются «пустыми» [41].

Методом ментального картирования можно изучать своеобразие восприятия городского пространства разными группами людей (разных возрастных категорий, пола, этноса, статуса и т.д.) или фиксировать изменения восприятия пространства во времени путем лонгитюдного анализа.

4) Морфологический анализ, напротив, направлен на изучение предметного мира городского пространства. Он включает в себя три основных этапа: определение объекта изучения, сбор фактического материала о выбранном объекте через натурное обследование и фотофиксацию, и его систематизацию с построением графической модели [42]. Морфологический анализ позволяет выявить функциональные зоны в городской среде и сделать выводы о качестве организации пространства. Как отмечает исследователь М.В. Рагулина, морфологический метод позволяет создать пространственный «портрет» [43] города, максимально воспроизвести его существенные черты. В отличие от приведенных выше способов изучения городской среды, морфологический анализ претендует на роль более объективного метода.

5) Все большую популярность в последнее время приобретают методы визуальной антропологии и социологии, прежде всего, направленные на изучение и осмысление визуального образа предмета исследования. Исторически образы городов складывались еще задолго до современности. Внешний облик, который создавался архитектурой и внутренние отношения в городском обществе различались не только в зависимости от географии, но и от времени. Р. Сеннет [44], например, исследовал изменения городской культуры начиная с древнегреческих Афин и завершая современными мегаполисами. В труде «Плоть и камень» он рассматривает то, как со временем менялась идентичность городского жителя. Он отмечает, что раньше существовала четкая коллективная идентичность, горожане осознавали себя частью единого целого, так как обладали возможностью постоянно контактировать друг с другом в местах общих собраний (агоре, церкви, рынке и т.д.). В современном мире это вызывает ряд затруднений. Города разрослись и стали более дифференцированными центры всеобщего притяжения. Города приобрели индивидуалистский вид. Места общения стали местами смотрения. Их функции изменились. Непосредственное, личное общение заменилось искусственными посредниками. Современная городская культура приобрела визуальный характер. Поэтому, как считает исследователь А. Желнина: «ее нужно наблюдать, а не расспрашивать» [45].

В связи с этим, изменились и методы исследования городского пространства и городской идентичности. Они стали визуальными.

Для исследования города современные ученые-урбанисты (Латур, Оже и т.д.) предлагают обращаться либо к визуальной социологии, либо к визуальной антропологии. Первая ориентирована на изучение и анализ уже имеющихся материалов (литературных источников, фотографий, фильмов), которые были сделаны без участия исследователя. Вторая, напротив, предполагает непосредственное нахождение исследователя в поле, его взаимодействие с объектом изучения. Все это делается с применением так называемой «двойной перспективы» анализа. Сначала анализу подлежит первичная информация, связанная с содержанием материальной стороны источника. Рассматриваются вопросы авторства, проводится описание источника. И только затем внимание должно быть направлено на другую его сторону содержания. Это делается через постепенный ответ на вопросы: почему автор выбрал именно этот объект, на кого должна быть направлена информация, и т.д.

Синтетические методы в урбанистике. В городских исследованиях возможно указать примеры использования синтетических методов, которые сочетают в себе возможности одновременного рассмотрения изучаемого объекта теоретическими и прикладными способами. Где обращение к практическим методам позволяет проводить сбор и анализ существующего городского материала, а применение теоретических методов способствует глубокому осмыслению полученной информации. Возможности использования синтетических методов обширны, они позволяют познавать современное городское пространство даже через обращение к его историческому наследию.

В данном исследовании синтетические методы рассматриваются как наиболее эффективные и перспективные в вопросах изучения городского пространства. Ибо стремительно развивающиеся сегодня городские исследования призваны не сколько изучать историческую составляющую города, сколько получить возможность понимать и преображать их современное состояние, конструируя будущее.

Среди синтетических методов можно выделить несколько интересных вариантов:

1) Рассмотреть проблемы понимания города и его среды возможно в рамках герменевтики. В первой главе настоящего исследования было выявлено, что создавая город и проживая в нем, человек постоянно обращается к его интерпретации - главному герменевтическому методу. Герменевтика способна дать понимание пространственной организации города, выявить его взаимосвязь и взаимодействие с человеком.

Традиционно герменевтика предстает как искусство, мастерство толкования и понимания текстов. Город и его пространство также можно рассматривать в качестве текста. Например, Г.-Г. Гадамер в своих изысканиях герменевтики значительное внимание уделил интерпретации архитектуры. Для философа данный вид искусства представляется самым интересным и самым благодатным материалом для изучения проблем понимания. Он писал, что произведение архитектуры «определяется целью, которой должно служить, и в равной степени местом, которое должно занять в совокупности пространственных связей» [46, с.133]. Выявленный им двойственный характер архитектурного сооружения и делает его текстом для интерпретации.

Сегодня изучение города посредством герменевтических методов встречается крайне редко и точечно (например, работы Ю.Ц. Тыхеевой [47] и И.В. Тулигановой [48]), но их применение может расширить возможности исследования городского пространства. Так, исследователь П.В. Гольдин [49], обратившись к герменевтическим принципам, рассмотрел малые улицы. Для этого он поэтапно изучал их через обращение к градостроительной истории, затем к литературному описанию городских феноменов, далее осуществил личный осмотр изучаемого объекта и подверг его рефлексивному анализу. Процедура понимания по расширяющимся кругам позволила автору найти более глубокие смыслы малых городских улиц, однако финальное прочтение данного текста так и не было достигнуто.

2) Достаточно продуктивным, по мнению некоторых из современных отечественных исследователей (Е.Г. Фень [50], С.В. Пирогов), в изучении особенностей городского пространства может оказаться феноменологический анализ. Как отмечают приверженцы данного метода, необходимость в нем возникает при обращении к возникшим входе урбанизации проблемам в сфере социальных отношений и личного существования. Феноменологический анализ, таким образом, ориентирован на рассмотрение лично-смыслового поля обитания человека, на понимание того, как человек воспринимает город и себя в нем.

В феноменологическом понимании городское пространство есть феномен, конструктивная природа которого обусловлена субъективным сознанием горожан. Отсюда возникает особый взгляд на город, особое к нему отношение. А значит, объектом анализа должно выступать поведение горожан, в основе которого лежит личностный смысл.

Каждый индивид конструирует свое особое социальное и физическое пространство и собственно на него реагирует. Поэтому для того, чтобы выявить отношение человека к феномену городского пространства, исследователь может обратиться: во-первых, к специфическому социологическому опросу, а во-вторых, к феноменологическому анализу полученных результатов.

Особенность анкеты должна заключаться в формулировке вопросов, направленных на раскрытие двух аспектов: прагматического, который выявит отношение к пространству жизни с точки зрения удобства, пользы и т.д.; и аксиологического, ориентированного на обнаружение отношения к пространству с позиции структуры личности, ее ценностей и интересов. Подобное исследование предполагает «вчувствование» ученого в значения чужих людей (Дж. Мид, Р. Парк, А. Шюц).

По мнению представителей феноменологического подхода, интерес ученых должен быть направлен на выявление механизмов восприятия и поведения человека в его отношении с социокультурным пространством города, а конкретнее на образ города, который их порождает.

Заключение. Современная российская урбанистика проходит определенный период своего развития, связанный с активным освоением теоретических и прикладных методов исследования. Прикладные, эмпирические методы должны постепенно занять главные позиции в методологической стратегии урбанистической антропологии, поскольку излишнее теоретизирование приводит к схоластике, и урбанистическая антропология перестает быть базой для решения актуальных социальных проблем современных городских социальных коммуникаций. Базовые практики модерна – это практики организации урбанистического социального пространства. Это очень сложно устроенное пространство, где феномены массовой культуры разделяются по различным субкультурам, составляя весьма причудливые интегративные символические и смысловые комплексы. Дальнейшие исследования будут связаны с реализацией синтетической методологической стратегии для городского пространства Красноярска.

References
1. Trubina E.N. Gorod v teorii: opyt osmysleniya prostranstva.-M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2011.-520 s.
2. Trubina E.N. Urbanisticheskaya teoriya.-Ekaterinburg, 2008. 323 s.
3. Basham, Richard. Urban Anthropology, The Cross-Cultural Study of Complex Societies.-Palo Alto, CA: Mayfield Publishing Company, 1978.-353 p.
4. Hannerz, Ulf. Exploring the City: Inquiries Toward an Urban Anthropology, 1980.-378 p.
5. Zhukovskii V.I., Koptseva N.P. Propozitsii teorii izobrazitel'nogo iskusstva. Krasnoyarsk, 2004.-266 s.
6. Il'beikina M.I. Vizual'no-antropologicheskaya spetsifika sovremennykh kul'turnykh praktik // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya.-2013.-№ 3.-S. 452.
7. Lefebvre Henri. The Urban Revolution. U of Minnesota Press, 2003.-196 pp.
8. Lefevr A. Vvedenie v sovremennost'. Prelyudiya pervaya. Ob ironii, maievtike i istorii // Neprikosnovennyi zapas.-2012.-№ 2. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa k resursu: http://magazines.russ.ru/nz/2012/2/l2.html. Data obrashcheniya 01.09.2014.
9. Websters Desk Dictionary of the English language. – New-York: Portland House, 1990. – 1078 p.
10. Zhukovskii V.I. Teoriya izobrazitel'nogo iskusstva: teksty lektsii. Ch. 1.-Krasnoyarsk: Krasnoyar. gos. un-t, 2004.-170 s.
11. Koptseva N.P. Kul'turologicheskaya baza formirovaniya obshchenatsional'noi rossiiskoi identichnosti v sibirskikh regionakh // Voprosy kul'turologii. – 2014.-№ 2. – S. 22-26.
12. Il'beikina M.I., Koptseva N.P. Vizual'naya antropologiya kak aktual'naya oblast' kul'turnykh issledovanii // Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. – 2014.-№ 2. – S. 133-155.
13. Rezanova Z.I. Semioticheskaya reprezentatsiya natsional'no-kul'turnoi identichnosti v tekste goroda // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta.-2012.-№ 3(7)-S. 19-27.
14. Ilbeykina M.I. Civilizational Orientation of the Population of the United Krasnoyarsk Krai: 15 to 60 Years of Age Residents of Krasnoyarsk City // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 6 (2011 4) 846-864.
15. Kukina I.V. On the Role of Separating Territories in the Logical Structure of a Modern City // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2012 5)-P.647-661.
16. Pirogov S.V. Fenomenologicheskaya sotsiologiya i urbanistika // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Kul'turologiya. Filologiya».-2004.-№ 282.-S.97-103.
17. Reznikova K.V. Sotsial'noe konstruirovanie obshchenatsional'noi identichnosti v Rossiiskoi Federatsii. Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidat filosofskikh nauk po nauchnoi spetsial'nosti 09.00.11 – sotsial'naya filosofiya.-Krasnoyarsk, 2012.-152 s.
18. Seredkina N.N. Konstruirovanie pozitivnoi etnicheskoi identichnosti v polikul'turnoi sisteme. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata filosofskikh nauk, Krasnoyarsk, 2013.-25 s.
19. Bart R. Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika / per. s fr. ; sost., obshch. red. i vstup.st. G.K. Kosikova.-M.: Progress, 1989.-616 s.
20. Pirogov S.V. Sotsiologiya goroda.-Tomsk, 2003. S. 57.
21. Semenova A.A. Modifikatsiya drevnerusskogo kontsepta «gosudarstvo» v rossiiskoi kul'ture XXI veka (metodologicheskii aspekt). Avtoreferat dissertatsii kandidata filosofskikh nauk. Velikii Novgorod, 2009.-25 s.
22. Semenova A.A., Soshenko M.V. Image of Siberia in Artist Aleskander Surikov’s Works // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 12 (2011 4) 1743-1766.
23. Libakova N.M. Modifikatsii gendernykh obrazov v russkoi kul'ture kontsa XIX – nachala XXI veka. Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata filosofskikh nauk po spetsial'nosti 24.00.01 – teoriya i istoriya kul'tury. Krasnoyarsk, 2011.-153 s.
24. Libakova N.M. Specifics of the Category of «Gender» in the Modern Krasnoyarsk Culture: Results of the Association Experiment According to the Methodology «Thematic Associations Series» // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2010 3) 727-746.
25. Reznikova K.V. Znachenie kinematografa dlya formirovaniya obshcherossiiskoi natsional'noi identichnosti // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 3. S. 416.
26. Reznikova K.V., Koptseva N.P. Metodologicheskie vozmozhnosti antropologicheskoi shkoly «Kul'tura-i-Lichnost'» dlya sovremennykh rossiiskikh sotsial'no-kul'turnykh issledovanii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2013.-№ 4. – S. 388.
27. Luzan V.S. Znachenie kul'turnoi politiki v razvitii instituta gosudarstvennosti // Sotsiogumanitarnyi vestnik. 2010. № 1 (4). S. 145-148.
28. Luzan V.S. Content-Analysis of the Basic Normative Legal Documents, Providing Realization of the State Cultural Policy (Federal and Regional Aspects) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 3 (2011 4)-P.342-362.
29. Luzan V.S. Cultural Policy as a Self-Independent Type of State Policy // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 4 (2009 2)-P.587-594.
30. Kirko V.I., Beloshapkin V.V., Belova E.N. Innovative Development of Krasnoyarsk Region Territories on the Basis of Serive Centers Net of Kspu Named After V.P. Astavyev is a Possibility for Business-Model “Triple Spiral” by G. Etzkowitz Realization // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 10 (2013 6) 1507-1513.
31. Kirko V.I., Zakharova K.N. Traditional Farming is the Background of Vital Activity of the Indigenous Minorities // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 9 (2013 6)-P.1290-1296.
32. Kirko V.I., Keush A.V. The Model of the Regional Innovative Platform of the Autonomic Educational Institution on the Example of the Siberian Federal University // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2011 4)-P.90-101.
33. Seredkina N.N., Koptseva N.P. Konstruirovanie pozitivnoi etnicheskoi identichnosti v polikul'turnoi sisteme. Monografiya. – Krasnoyarsk, 2013.-184 s.
34. Seredkina N.N. Revisiting Methodological Principles of Cultural-Semiotic Approach in Studying Art of Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 8 (2014 7)-P.1342-1357.
35. Kistova A.V. Stanovlenie filosofii kul'tury kak metodologicheskoi osnovy gumanitarnogo znaniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 1. S. 401.
36. Pimenova N.N., Marysheva A. V. Wooden Zodchestvo of Krasnoyarsk City as the Space for Forming Territorial and Ethno-Cultural Identity // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 12 (2011 4)-P.1784-1793.
37. Kolesnik M.A. Spetsifika ponimaniya slova «Rodina» studentami Sibirskogo federal'nogo universiteta // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 2.-S. 648.
38. Linch K. Obraz goroda / per. s angl. V.L. Glazycheva.-M.: Stroiizdat, 1982.-328 s.
39. Yadov V.A. Strategiya sotsiologicheskogo issledovaniya.-M.: Omega-L, 2007.-323 s.
40. Kusenbach M. Street phenomenology: the go-along as ethnographic research tool // Ethnography. 2003. Vol. 4. № 4.-R.455–485.
41. Tuan Y. Images and mental maps // Annals of the Association of American Geographers. 1975. Vol. 65 № 2.-R. 205–213.
42. Petunina T.Yu., Shipitsyna O.A. Metodika issledovaniya predmetno-prostranstvennykh kachestv otkrytykh obshchestvennykh gorodskikh prostranstv / Voprosy teorii i istorii v gradostroitel'stve, arkhitekture i dizaine. T.1., 2014.-S. 287-292.
43. Ragulina M.V. Morfologicheskie issledovaniya kul'turnogo landshafta: integral'nyi vzglyad // Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana), №3. 2012.-S. 204-209.
44. Sennet R. Plot' grazhdanstvennosti. Mul'tikul'turnyi N'yu-Iork // «Neprikosnovennyi zapas» 2010, №2 (70). [Elekronnyi resurs]: http://magazines.russ.ru/nz/2010/2/se16.html. Data obrashcheniya k resursu 02.09.2014.
45. Zhelnina A. Obraz goroda i vizual'nye metody sotsiologicheskogo issledovaniya / «Teleskop»: nablyudeniya za povsednevnoi zhizn'yu peterburzhtsev. № 6, 2004.-S. 1-6.
46. Gadamer G.-Kh. Istina i metod.-M., 1988.-704 s.
47. Tykheeva Yu.Ts. Chelovek v gorodskom prostranstve (Filosofsko-antropologicheskie osnovaniya urbanologii). Dissertatsiya doktora filosofskikh nauk po spetsial'nosti 09.00.13. Sankt-Peterburg, 2003.
48. Tuliganova I.V. Sotsiokul'turnoe prostranstvo sovremennogo goroda. Dissertatsiya kandidata filosofskikh nauk po spetsial'nosti 09.00.11.-Saratov, 2009.-166 s.
49. Gol'din P.Z. Izuchenie malykh ulits metodami germenevtiki // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki.-2013.-№ 3 (29). S. 72-76.
50. Fen' E.G. Osnovnye kategorii fenomenologicheskoi filosofii prostranstva v sovremennykh issledovaniyakh goroda. Avtoreferat dissertatsii kandidata filosofskikh nauk. Moskva, 2012.-22 s.
51. Abdulina S.V. Sotsial'naya gruppa posrednichestva v Rossii // Gumanitarnye i sotsial'nye nauki.-2010.-№ 3.-S. 128-133.
52. Alekperov I.D. Informatsionno-kommunikatsionnyi etap razvitiya tsivilizatsii // Gumanitarnye i sotsial'nye nauki.-2007.-№ 6.-S. 70-73.
53. Bakhova N.A., Zamaraeva Yu.S., Kistova A.V. i dr. Sotsial'naya (kul'turnaya) antropologiya. – Krasnoyarsk, 2011.-239 s.
54. Berezhnova M.I., Pimenova N.N. Migratsiya kak sredstvo razvitiya territorii: istoricheskii primer Krasnoyarskogo kraya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2015.-№ 1. – S. 1888.
55. Vorozhko Yu.N. Znachimost' filosofsko-antropologicheskogo podkhoda v issledovanii problemy samorealizatsii lichnosti // Gumanitarnye i sotsial'nye nauki.-2013.-№ 4. S-. 76-88.
56. Zharov L.V. Seksual'nost' cheloveka v predelakh nauki – chto eto takoe? // Gumanitarnye i sotsial'nye nauki.-2009.-№ 5.-S. 13-32.
57. Zamaraeva Yu.S. Osobennosti sotsiokul'turnykh transformatsii migratsionnykh protsessov v XX-XXI vv (na primere Krasnoyarskogo kraya). Avtoreferat dissertatsii kandidata filosofskikh nauk. – Krasnoyarsk, 2011.
58. Zamaraeva Yu.S. Osobennosti etnicheskoi migratsii v sotsial'no-psikhologicheskom vospriyatii (na materiale analiza rezul'tatov eksperimenta po metodike «Seriinye tematicheskie assotsiatsii) // NB: Problemy politiki i obshchestva. — 2014.-№ 9.-S.63-82. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.9.13407. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13407.html
59. Il'beikina M.I. Nekotorye aspekty teorii sotsial'nykh tsennostei // Sotsiodinamika. — 2014.-№ 12.-S.78-89. DOI: 10.7256/2409-7144.2014.12.13901. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13901.html
60. Kistova A.V. Formirovanie kommunikativnogo (interpretativnogo) etnograficheskogo metoda v sovremennom sotsial'nom poznanii // NB: Problemy politiki i obshchestva. — 2014.-№ 11.-S.62-72. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.11.1352. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13527.html
61. Klimova A.V. Fenomen protivorechivogo otnosheniya k intelligentsii v obshchestve // Gumanitarnye i sotsial'nye nauki.-2014.-S. 102-112.
62. Kolesnik M.A. Obzor izucheniya fol'klora korennykh narodov Severa // Litera. — 2014.-№ 3.-S.39-59. DOI: 10.7256/2409-8698.2014.3.13998. URL: http://e-notabene.ru/fil/article_13998.html
63. Kotova M.S. Bioekopolis kak infrastrukturnyi element ekonomiki shestogo tekhnologicheskogo uklada // Gumanitarnye i sotsial'nye nauki.-2012.-№ 5.-S. 81-89.
64. Luzan V.S. Sotsial'no-filosofskii analiz dinamiki gosudarstvennoi kul'turnoi politiki Rossiiskoi Federatsii. Avtoreferat dissertatsii kandidata filosofskikh nauk.-Krasnoyarsk, 2011.-25 s.
65. Moiseeva T.B. Povsednevnost': filosofsko-antropologicheskii aspekt // Gumanitarnye i sotsial'nye nauki.-2008.-№ 2.-S. 21-28.
66. Novoe budushchee Sibiri: ozhidaniya, vyzovy, resheniya. Monografiya. – Krasnoyarsk: SFU-KGPU, 2013.-490 s.
67. Reznikova K.V., Koptseva N.P. Filosofskie osnovaniya khudozhestvennogo tvorchestva Al'bera-Sharlya Lebura ("ruanskaya shkola" frantsuzskogo impressionizma). // Filologiya: nauchnye issledovaniya.-2014.-№ 1.-C. 77-92. DOI: 10.7256/2305-6177.2014.1.10946
68. Sertakova E.A. Kontsept «gorod» v russkoi kul'ture // NB: Kul'tury i iskusstva. — 2014.-№ 2.-S.97-126. DOI: 10.7256/2306-1618.2014.2.12044. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_12044.html
69. Sertakova E.A. Kontseptual'nye predstavleniya o gorode v Drevnei Rusi (na materiale analiza drevnerusskoi knizhnoi miniatyury) // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014.-№ 4. – S. 599.
70. Sertakova E.A. «Simvolicheskii menedzhment» kak mekhanizm sozdaniya pozitivnogo sotsial'nogo i kul'turnogo prostranstva goroda // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2015.-№ 1. – S. 1882.
71. Sitnikova A.A. Sovremennye praktiki forsait-issledovaniya budushchego sotsial'no-antropologicheskikh sistem, v tom chisle etnokul'turnykh grupp severnykh regionov Rossiiskoi Federatsii // NB: Problemy politiki i obshchestva. — 2014.-№ 9.-S.44-62. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.9.13405. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13405.html
72. Sitnikova A.A. K voprosu o metodologii issledovanii kul'tury kak sotsial'no-antropologicheskoi sistemy // Sotsiodinamika. — 2015.-№ 1.-S.75-100. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.1.14237. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_14237.html
73. Ten Yu.P. Simvolicheskie osnovy britanskoi identichnosti // Gumanitarnye i sotsial'nye nauki.-2014.-№ 1.-S. 184-192.
74. Teoriya i praktika prikladnykh kul'turnykh issledovanii: regional'nyi proekt. – SPb.: Eidos, 2013.-224 s.
75. Bakhova N.A., Koptseva N.P., Zamaraeva J.S. Socio-Cultural Study of Leisure Needs and Preferences of People with Disabilities Living in the City of Krasnoyarsk // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 3 (2012 5)-P.307-323.
76. Ilbeykina M.I.,Kolesnik M.A.,Libakova N.M.,Sertakova E.A.,Sitnikova, A.A. Global and local trends in development of the siberian city of Krasnoyarsk. Mediterranean Journal of Social Sciences,-2015.-6 (3 S5).-p.241-248.
77. Kirko V.I., Pack N.I., Malakhova E.V. Education for the future: New Strategies of Distance Education For The Universities of Eastern Siberia // Turkish Online Journal of Distance Education-TOJDE October 2014 ISSN 1302-6488 Volume: 15 Number: 4 Article 1.
78. Kistova A.V, Tamarovskaya A.A. Architectural Space as a Factor of Regional Cultural Identity // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 4 (2015 8)-P. 735-749.
79. Kolesnik M.A., Mirkes M.M. Principles of Symmetry in the Krasnoyarsk City Space and Processes of the Regional Identity // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 12 (2011 4) 1727-1742.
80. Koptseva N.P. Cultural grounds of corruption in Russia // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 11 (2014 7)-P.1820-1836.
81. Koptseva, N.P., Kirko, V.I. Ethic identification of indigenous people of the Siberian Arctic. American Journal of Applied Sciences. 2014.-11 (9)-P. 1574-1578.
82. Koptseva, N. P., Kirko, V. I. The Impact of Global Transformations on the Processes of Regional and Ethnic Identity of Indigenous Peoples Siberian Arctic. Mediterranean Journal of Social Sciences.-2015.-6(3 S5).-217-223.
83. Libakova N.M.,Sertakova E.A. The Method of Expert Interview as an Effective Research Procedure of Studying the Indigenous Peoples of the North // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2015 7)-P.121-136.
84. Nevolko N.N. The Historiographical Review of the Scientific Literature of the Late XIX to the First Decade of the XXI Century Concerning the Problem of Ethnic Identification of the Khakass Ethnos // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 6 (2011 4)-P.823-836.
85. Petrov D.G. Urban planning regulations in Siberia in the 19th–early 20th centuries // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2012 5)-P.674-684.
86. Razumovskaya V.A. Self-Translation as Science-Art: Joseph Brodsky Legacy // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2 (2014 7) 294-304.
87. Razumovskaya V.A. Russian “Strong” Text in “Other” Cultures: Semantic Matching and Deviation // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2 (2015 8)-P.278-285.
88. Razumovskaya V.A., Sokolovsky Y.V. Modern Tendencies of Language Policy and Language Planning in Russia and China: Comparative Study // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 7 (2012 5)-P.927-934.
89. Reznikova K.V. Preservation and Transformation of Certain Aspects of the Traditional Way of Life of the Indigenous and Small-Numbered Peoples of the North, Living in the Settlements (Posyolki) of Turukhansk and Farkovo // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 6 (2013 6)-P.925-939.
90. Reznikova K.V., Koptseva N.P. Three paintings by Zdzisław Beksiński: making art possible “After Auschwitz” // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2015 8)-P.879-900.
91. Reznikova K.V., Pimenova N.N., Koptseva N.P., Kistova A.V. Cultural and Anthropological Studies of Indigenous Peoples of Krasnoyarsk Krai Childhood (based on the field studies of Siberian Federal University in 2010-2013) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 8 (2014 7)-P.1312-1326.
92. Semenova A.A. Modern Practices of Foresight Research of the Future of Social-Anthropological Systems, Including Ethnical Cultural Populations // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2010 3) 667-676.
93. Semyonova A.A. The Concept “State” in Local Culture of Krasnoyarsk: the Results of an Associative Experiment Based on the Method “Series of Thematic Associations» // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 11 (2011 4)-P.1526-1542.
94. Sennett R. Fleisch und Stein. Frankfurt/Main: Suhrkamp, 1997.-523 p.
95. Zamaraeva, Yu.S., Kistova, A.V., Pimenova, N.N., Reznikova, K.V., Seredkina, N.N. Taymyr Reindeer Herding as a Branch of the Economy and a Fundamental Social Identification Practice for Indigenous Peoples of the Siberian Arctic. Mediterranean Journal of Social Sciences-2015.-6 (3 S 5)-P. 225-232.
96. Fil'ko A. Izuchenie fenomena goroda i gorodskogo prostranstva v sovremennykh sotsial'nykh issledovaniyakh (istoriograficheskii obzor) // Sotsiodinamika.-2015.-7.-C. 51-64. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.7.15933. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_15933.html
97. Shulepova E.A. Otechestvennaya kul'tura v ochen' slozhnyi i plodotvornyi period // Kul'tura i iskusstvo.-2012.-4.-C. 55-56.
98. Koptseva N.P. Metodologicheskie vozmozhnosti sotsial'noi (kul'turnoi) antropologii dlya sovremennykh kul'turnykh issledovanii // Filosofiya i kul'tura.-2012.-10.-C. 9-18.
99. Smirnova G.E. Sravnitel'nyi analiz v sotsiokul'turnom regionovedenii // Filosofiya i kul'tura.-2013.-4.-C. 558-564. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.04.14.
100. Kicheeva K.A. Fenomen retseptsii kul'tury v protsesse sotsial'no-kul'turnykh vzaimodeistvii mezhdu Yaponiei i Rossiei // Sotsiodinamika.-2015.-8.-C. 1-22. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.8.16135. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_16135.html
101. Kuz'mina A.V. Ispol'zovanie materialov lichnogo proiskhozhdeniya pri izuchenii promyshlennykh predpriyatii Sevastopolya. // Istoricheskii zhurnal: nauchnye issledovaniya.-2015.-1.-C. 47-52. DOI: 10.7256/2222-1972.2015.1.15648.
102. Boltaevskii A.A., Pryadko I.P. Mashina strakha i potrebleniya: gorodskaya demografiya i problemy rosta // Urbanistika.-2014.-4.-C. 21-30. DOI: 10.7256/2310-8673.2014.4.14571. URL: http://www.e-notabene.ru/urb/article_14571.html
103. Vakhshtain V.S. Metafory goroda i metaforika gorodskikh issledovanii: samoopisanie vs. metaopisanie // Kul'tura i iskusstvo.-2015.-1.-C. 32-49. DOI: 10.7256/2222-1956.2015.1.13173.
104. Kicheeva K.A. Fenomen retseptsii kul'tury v protsesse sotsial'no-kul'turnykh vzaimodeistvii mezhdu Yaponiei i Rossiei // Sotsiodinamika. - 2015. - 8. - C. 1 - 22. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.8.16135. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_16135.html
105. Sertakova E.A. Kontsept «gorod» v russkoi kul'ture // Chelovek i kul'tura. - 2014. - 2. - C. 97 - 126. DOI: 10.7256/2409-8744.2014.2.12044. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_12044.html
106. Sitnikova A.A. K voprosu o metodologii issledovanii kul'tury kak sotsial'no-antropologicheskoi sistemy // Sotsiodinamika. - 2015. - 1. - C. 75 - 100. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.1.14237. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_14237.html